Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Альберт», или Постмодерное моралите от Юрия Андруховича

18 июля, 10:54
НА ФОТО: ГРАФИКА, СОЗДАННАЯ АНАТОЛИЕМ БЕЛОВЫМ НА ИНТЕРАКТИВНОМ ЭКРАНЕ

На днях в Унеже Ивано-Франковской области на фестивале «Артполе» представили спектакль «Альберт, или Высшая форма казни», созданный на основе неопубликованного рассказа Юрия Андруховича.

На открытом воздухе в стенах древнего полуразрушенного здания сцену обступила толпа зрителей, которые сидели на импровизированных рядах-досточках, стояли, и даже наблюдали с высоты руин. На сцене — автор, он же рассказчик, рядом — певица и актриса Ульяна Горбачевская, около нее — контрабасист Марк Токар, который озвучивает всю инструментальную часть перформенса. Особым способом, в котором совмещаются музыка, пение, актерское мастерство и графика, сделанная Анатолием Беловым методом рисования «с другой стороны», они рассказывают историю о том, что в 1641 году во Львове за самый «позорный человеческий поступок за всю историю города» сожгли лицо без гражданства Альберта Вироземского.

Началось с того, что во Львовском монастыре бернардинцев появился бывший «фокусник Альберт», который когда-то, возможно, принадлежал к труппе цирка «Вагабундо» и зарабатывал «кражами, совмещая их с цирковыми фокусами». Из сейфа настоятеля монастыря он похищает печать с профилем Святого Бернардина Сиенского и подделывает грамоту о том, что он является бернардинским священником. Теперь Альберт заключает браки и крестит детей, а деньги накапливает в филиале (постмодерный привет современникам) «Приватбанка». Альберт имеет двенадцать любовниц, одна из которых, начинающая ведьма Вульшка, после любовных утех усыпила его с помощью беладонны и вывесила над башней его подштанники. Инквизиторы-доминиканцы не упускают возможности наказать францисканца бернардинской ветви (тем более фальшивого), ведь с этим орденом у них постоянные трения. Итак, Альберт просыпается в подземелье, прикованный цепями. Узник заключает соглашение с дьяволом, пока вершится правосудие («Правосудие? Какое может быть правосудие в этой стране?» — риторически звучит со сцены, зрители смеются). Ранка на среднем пальце, которую он демонстрирует в суде (настоящий fuck), служит доказательством его вины. Завершается представление всенародным праздником-сжиганием. «Огня! Огня!» — возгласы со сцены подхватывают зрители. Летят головы (в тексте), птицы (на экране), в воздухе — настоящий дым от разожженного палачами костра.

По словам Юрия Андруховича, спектакль разыгран в духе средневекового моралите, но это скорее — моралите постмодерное: из средневекового сюжета просверлены «дыры» в современность (аллюзии и намеки), комбинированные стилистически разные мелодии и песни. Например, достаточно органично звучит литургийное песнопение Kyrie Elaison» (греческое «Господи помилуй»), средневековый гимн Dies Irie (лат. «День гнева»), который обычно является обязательной частью заупокойной мессы, а также — ирмосы, древние духовные «напевы». Однако в контексте Средневековья мелодия «Марша Атлетов» и «Циркового марша» («Советский цирк...») из советского кинофильма «Цирк» звучит иронически. Когда в трактире поется «В крайнім домі меду напиласи...», контрабасист подхватывает и поет сымпровизированное: «Якби я грав як Брьоцман». Это интертекстуальность втягивает в игру зрителя, побуждая его к сотворчеству.

Кстати, Ульяна Горбачевская, известная прежде всего своим исполнением ирмосов и народных псалмов, показала себя здесь в необычном амплуа. В «Альберте» она двигается от духовных напевов к импровизации, от светлого звука ирмосов и величественных движений к низким темным причитаниям, смеху ведьмы, движениям фиглярки. Сама она говорит, что во многом ее провоцировали участники действа: «В какой-то момент вдохновляет пульсирующий и по-актерски прочитаный текст Юрия, а где-то провоцирует Марк с контрабасом, который, словно человек: то говорит, то плачет, то смеется».

После спектакля публика аплодирует стоя. Несмотря на то, что текста иногда было много, и не всегда за ним удавалось успевать, катарсис пережили даже те, кто думал, что уже не способен испытать нечто подобное от современного искусства. «Альберт, или Высшая форма казни» выглядит зрелым самодостаточным спектаклем, в чем заслуга инициатора и режиссера Ольги Михайлюк, среди других этому посодействовала VJ-група Cube и звукорежиссер Виктор Новожилов.

Уже в сентябре спектакль обещают показать в Киеве и Черновцах. Рассказ Андруховича, на основе которого был создан проект, войдет в сборник о выдающихся нечестивцах всех времен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать