Антибюджетная коалиция
До такого еще нигде в мире не додумалисьНа следующей неделе Верховная Рада сделает еще одну попытку разобраться с бюджетом-2010. По словам спикера, депутатские фракции и отдельные парламентарии внесли уже более тысячи поправок к проекту госбюджета. Спикер, имеющий в действующей парламентско-правительственной коалиции небольшое количество голосов, но зато обладающий своеобразной золотой акцией, от которой зависит само существование коалиции, смело критикует правительство. «Сложилась парадоксальная ситуация, — говорит он. — С одной стороны, есть обращение правительства перенести рассмотрение программы социально-экономического развития на 2010 год, утверждение которой должно предшествовать рассмотрению проекта бюджета, а с другой стороны — заявления, что бюджет не будет принят». (Для непосвященных заметим, что такое заявление сделала глава правительства Юлия Тимошенко, аргументируя тем, что нынешний парламент, по ее мнению, не способен утвердить предлагаемый ее правительством бюджет). Но Литвин считает, что идет процесс сознательного блокирования рассмотрения проекта госбюджета-2010. Он напоминает, что из 33 членов парламентского комитета по вопросам бюджета по два депутата представляют фракции Компартии и блока Литвина, семь — фракцию НУ-НС, «а остальные — представители двух самых больших фракций (БЮТ и Партии регионов. — Авт.), которые не приходят в последнее время на заседания комитета». «Партии регионов принятие бюджета не нужно, поскольку такое состояние вещей дает дополнительные основания для критики своих политических оппонентов, — утверждает Литвин. — Другой политической силе бюджет не нужен также, поскольку в случае его принятия нужно дать ответ на все те обещания, которые уже провозглашены и зафиксированы в соответствующих постановлениях правительства и которые, в частности, касаются повышения зарплат отдельным категориям граждан».
Хватит ли у спикера сил и политического веса, чтобы совладать с антибюджетной коалицией двух крупнейших партий? Похоже, все будет зависеть именно от БЮТ, против которого Литвин пойти не осмелится, поскольку лично ему кресло спикера куда важнее, чем бюджет. А нужен ли бюджет-2010 фракции БЮТ, беспрекословно руководимой правительством? Ответ на этот вопрос дает принятое еще 29 октября (№1181) постановление Кабмина, которым регламентируется выполнение государственного и местных бюджетов в 2010 году, а иными словами, введены правила, согласно которым страна может обходиться и без закона о госбюджете.
Обращает на себя внимание и такой факт. Этот документ предписывает Министерству труда и социальной политики вместе с Пенсионным фондом разработать и представить проект бюджета Пенсионного фонда на 2010 год вместе с предложениями о внесения корректив в законодательство для сбалансированности бюджета фонда, и установлен срок — до 15 декабря. Не говорит ли эта дата о том, что в планах правительства принятие бюджета отнесено на самые последние дни года, когда все традиционно будут говорить: «Лучше плохой бюджет, чем его отсутствие», а правительство выступит с новым тезисом: «Не позволим тем, кто нам мешает работать, навязать стране негодный бюджет».
Между тем, именно такой нереальной главной сметой, причем, вопреки закону, ни разу кардинально не пересмотренной, Украина руководствуется в этом году. На официальном сайте Президента читаем такую фразу: «Можно прогнозировать мобилизацию в общий фонд госбюджета доходов в объеме, который на 40 млрд. грн. будет меньше определенной законом суммы». «Ситуация усложняется и тем, что значительная часть поступлений в бюджет обеспечена за счет средств налогоплательщиков, которые им вовремя не возвращены или взысканы заранее», — отмечает сайт.
Счетная палата Украины, которой по Конституции поручено контролировать поступление и использование публичных средств, провела экспертизу правительственного бюджетного законопроекта и вскрыла множество нарушений, о которых, как представляется, не могли не знать авторы этого документа. «Законопроект не соответствует ориентирам, определенным непосредственно правительством в декларации целей и задач бюджета на 2010 год (Бюджетная декларация). Низкая вероятность макроэкономического прогноза создает риски выполнения показателей государственного бюджета». Это — итоговый и, надо сказать, один из самых мягких выводов экспертизы СП. Вопрос в том, зачем все-таки нашему правительству рисковать бюджетом? Не для того ли, чтобы можно было руководствоваться не законом, а вышеназванным заранее подготовленным постановлением?
Выпуск газеты №:
№204, (2009)Section
День Украины