Балетной столицей становится Донецк?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040414/466-2-3_0.jpg)
Шесть воспитанников Писаревской школы хореографического мастерства получили награды, в том числе и Гран- при, на завершившемся V Международном конкурсе балета им. Сержа Лифаря.
В этом году он был приурочен к 100-летнему юбилею мастера танца. Можно сказать, что конкурс стал зеркалом, в котором отразилось все, что сегодня происходит в современном балете. С одной стороны, вырос технический уровень исполнителей, а с другой — ярких индивидуальностей не так уж много. Довольно тусклые номера показали хореографы. Именно поэтому первое место вообще не присуждалось. А вторую премию разделили Серей Бондур и Максим Скляр из Украины. Как заметил председатель жюри Юрий Григорович, «зарождаются новые системы танца. Они сегодня больше находятся в положении поиска, а не находок. Не было явного лидера. Сегодня вообще сложные процессы происходят в хореографии. Наверное, должно пройти время и нужен толчок. Современная хореография много черпает из классики, вводя новые элементы из спорта, бального танца да и просто жизни. Сегодняшний классический танец — сложная система, требующая для интересной реализации большого таланта.
Мне лично из исполнителей понравились ребята из мужской группы: Ярослав Саленко, Евгений Лагунов, Жерлин Ндуди. Из девушек — Олеся Макаренко и Наталья Мацак. На мой взгляд, конкурсанты показали высокий уровень.
— Юрий Николаевич, насколько лифаревский конкурс престижен? Как расширить его географию?
— Я недавно вернулся с конкурса «Бенуа де ля данс», а после Киева поеду в Варну. Мне киевский конкурс интересен. Думаю, что он будет жить и его нужно поддерживать, улучшая организацию. Не только в память и честь Сергея Михайловича — одного из выдающихся хореографов прошлого столетия. Чем больше будет конкурсантов из разных стран, тем интереснее будут проходить соревнования.
— Раньше победа на конкурсе сразу делала победителя известным. А что сейчас?
— Она открывает дорогу на Запад. Все, кто хорошо показывается здесь, получают интересные предложения от иностранных импресарио. Кроме международного имени, выступления на престижных сценах, они значительно улучшают свои материальные условия. Жаль, если уезжают навсегда. Должен заметить, что в Украине и России молодые танцовщики получают самое лучшее профессиональное образование. Это происходит не только в области балета. Из наших стран на Запад уехало огромное количество перспективных ученых, музыкантов. Увы, это реалии жизни.
(Например, киевская балерина Ирина Дворовенко, получившая на первом лифаревском конкурсе Гран-при, ныне с успехом выступает в Нью-Йорке. Хореограф Алексей Ратманский, экс-киевлянин, с этого сезона возглавляет балетную труппу Большого театра. — Т. П. ).
— В 1996 году в нашей столице впервые засияла «звезда» Анастасии Волочковой. Вы не жалеете, что ее открыли?
— Не жалею. Я один из немногих, приведших Настю в Большой театр. Васильев взял ее из Санкт-Петербурга, а контракт не подписывал. Мы встретились с балериной в Австрии. Настя была участницей фестиваля и очень мне понравилась. А когда мне предложили в Большом театре возобновить «Лебединое озеро», то я подумал, что Волочкова не самая плохая балерина, которая сможет исполнить партию Одетты-Одилии, и пригласил ее поработать. Я считаю, что она очень хорошо станцевала балет. Сейчас вокруг ее имени шумиха. Волочкова не самая высокая и не самая толстая танцовщица. Просто идет какая-то закулисная игра. Я считаю Анастасию очень интересной балериной и думаю, что у нее хорошее творческое будущее. Можно только пожелать, чтобы нынешние победители конкурса им. С. Лифаря были такими же упорными и трудолюбивыми в достижении цели, как Волочкова».
В этом году на конкурс прислали 127 заявок. Реально соревновалось 97 человек, в основном представляющих украинскую балетную школу. Масса организационных проблем приводила к накладкам и нервотрепке. Например, информация и условия Московского конкурса балета рассылаются за полтора года до его старта, а не за несколько месяцев, как получилось у нас. Многие участники отказались приехать, т. к. они не успели подготовить программу. Эксперимент, когда несколько организаций занимались конкурсом, привел к тому, что найти концы и выяснить, кто конкретно и за что отвечает — невозможно: одни за буклеты (выданные не перед началом конкурса, а в финале), другие за билеты (пресса в число зрителей почему-то не вошла), отсутствовала информация о программе выступлений. И таких мелочей, смазывающих картину, накопилась масса. Если мы хотим, чтобы лифаревский конкурс имел престиж в мире, то им нужно последовательно заниматься, а не делать все в последний момент. Вот и получилось, что даже наши ближайшие соседи — россияне, имеющие богатые хореографические традиции, фактически проигнорировали конкурс. В Киев приехали два участника. Ирина Лаптева из Якутии, не прошедшая даже в третий тур, и москвич Вячеслав Бучковский, получивший поощрительный диплом в старшей группе. Ныне Вячеслав работает в труппе Театра им. Немировича-Данченко, но он является представителем украинской школы (окончил Киевское хореографическое училище). А, например, французы не прислали вообще ни одного конкурсанта. Печальный факт. Ведь более трех десятилетий Серж Лифарь возглавлял балетную труппу «Гранд-опера» и фактически возродил французскую хореографическую школу.
Зато порадовали зрителей донецкие конкурсанты. Вадим Писарев, как настоящий «селекционер», вырастил прекрасную молодую смену танцовщиков. Его воспитанники доказали, что они на несколько голов выше других конкурсантов и в технике, и в мастерстве. Блестящий результат — Гран-при у Ярослава Саленко (ныне солист Нацоперы Украины). Награды в младшей возрастной группе (юноши) получили: Денис Черевичко (первая премия), Александр Кищенко (вторая) и Максим Ковтун разделил третье место с Асетом Мурзаковым из Казахстана. Заметно выросло мастерство Жерлина Ндуди (первая премия) и Евгения Лагунова (второе место).
Как заметил Вадим Писарев, конкурс им. Лифаря стал генеральной репетицией перед поездкой его подопечных в Пермь. Так что отдыхать танцорам некогда. С 19 по 29 апреля им придется сдавать еще экзамены на мастерство в престижном балетном соревновании «Арабеск».
— Наша школа формируется на базе Донецкого театра оперы и балета им. Соловьяненко, — сказал Вадим Яковлевич. — Учащиеся имеют возможность не только видеть, как рождаются спектакли, работают артисты, впитать атмосферу кулис, но и принимать участие в постановках. Они должны не слепо подражать мастерам, а найти свой путь в творчестве.
В младшей группе первое место завоевала Ольга Голыця (студентка первого курса Киевского хореографического училища), а в старшей группе победила Олеся Макаренко — солистка Национальной оперы Украины. Жюри отметило самую младшую участницу Елизавету Гогидзе призом «Надежда». За артистизм — Екатерину Ханюкову. Девочка хорошо выступала в двух турах, претендуя на призовое место, но случилось несчастье — на репетиции подвернула ногу. Катя — интересная танцовщица и поэтому ее наградили призом жюри. Специальной премией Фонда им. С. Лифаря отметили Дениса Матвиенко за его яркое выступление в возрожденном балете Сергея Михайловича «Сюита в белом».
Выпуск газеты №:
№66, (2004)Section
День Украины