Бенефис Романа Козака не без приятности и с моралью
Конец минувшей недели можно назвать киевским бенефисом модного московского режиссера Романа Козака, который достаточно успешно работает в любом театральном пространстве. На этот раз искушенная публика предпочла гоголевскую «Женитьбу» с такими мэтрами как Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Александр Калягин, Вячеслав Невинный. Но — случилось непредвиденное. Юрский, который является центром этого спектакля, свалился с тяжелейшим гриппом. Заменил актера сам режиссер, но увы — действие рассыпалось буквально на глазах, актеры играли как-то сомнамбулически, спектакль лишился нерва и из него, словно из лопнувшего шарика, стремительно уходила жизнь. Разочарованная публика до времени покидала зал. И хотя понятно, что Сергей Юрский — единственный и неповторимый, но «Женитьба» поставлена в стационарном театре, да еще мхатовском. Казалось бы, одно это должно служить охранной грамотой от подобных профессиональных проколов. Не послужило.
Второе детище Романа Козака, привезенное в Киев, — спектакль «Золото», также поставленный на звезду — Татьяну Васильеву. Это антреприза, которую строгие театралы воспринимают обычно весьма сдержанно. Дескать, пьески для нее подбираются зачастую незатейливые, рассчитанные на маскульт. К тому же «Золото» играется уже не первый год, а значит — премьерный запал ушел, что без регулярных репетиций делает спектакль зрелищем малоутешительным. Правда, остается несравненная Татьяна Васильева, которая хороша «во всех нарядах». Так что столпотворения на «Золоте» не было. Но те, кто пришел, досидели до конца. Хотя это было и непросто. Из-за поломки в Международном центре культуры и искусств отключили отопление. Сначала публика терпела, а после, презрев приличия, облачилась в шубы и пальто и, пуская пар изо рта, досмотрела трехчасовой спектакль до конца.
По правде, будь на сцене другие исполнители, не уверена, что смотреть это вообще стоило. Пьеса израильского драматурга Й. Бар-Йосефа достаточно прямолинейна и предсказуема. Престарелая мать (Т. Васильева) не только содержит лавку подержанных вещей, но и тянет на себе своих непутевых сыновей — недоучившегося авантюриста Арона (Валерий Гаркалин) — старшего, и инфантильного и нелепого Песаха (Игорь Золотовицкий) — младшего. Она истово любит детей, боится одиночества и удерживает подле себя чад мифом о фамильном золоте, которого не существует в природе. Это не более чем мечта о возможности счастья этих бестолковых, смешных, порой жалких, но добрых и несчастных людей, жаждущих любви и катастрофически не способных ее проявить. Иллюзорное спокойствие семьи нарушает появление взбалмошной девицы (Дины Корзун) с незаконнорожденным ребенком, которой увлекается Песах. Снедаемая ревностью и беспокойством за сына, мать просит Арона соблазнить разлучницу, чтобы обезопасить своего тридцатилетнего «мальчика».
Эта история изначально обречена на грустный финал. Люди, так и не нашедшие в себе силы избавиться от теней прошлого и жить в настоящем, не могут стать счастливыми. Но разве от этого они меньше заслуживают сочувствия?
Вот такие простые истины. Зато как сыграно, какая пронзительность, какая тонкая психологическая прорисовка образов при броском, размашистом внешнем рисунке ролей. И абсолютно виртуозное владение ансамблевой игрой, при том, что каждый из участников спектакля с подлинным блеском солиста ведет свою партию.
Выпуск газеты №:
№16, (2000)Section
День Украины