Перейти к основному содержанию

Без крови

В «Институте Амосова» проведена уникальная для Украины операция на сердце
29 января, 00:00

Вчера в Институте кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии (заслуженно называемом в народе «Институтом Амосова»), как обычно, оперировали. Нестандартность ситуации для пациента и хирургов заключалась лишь в том, что больной находился под местным наркозом. Вместо положенных 6—8 часов операция, вместе с подготовкой к ней, длилась не более часа. Хирурги не вскрывали грудную клетку, сердце не останавливалось, и система искусственного кровообращения и вентиляции легких не применялась. Впрочем, и операцией происходящее было назвать сложно, — казалось, больной просто лежит под капельницей, а повышенное внимание врачей к мониторам ассоциировалось с обычной диагностикой.

На самом деле, это была очередная операция — но первая в Украине — из тех 30 тысяч, которые уже с 1995 года проводят врачи в 47 странах мира при дефекте межсердечной перегородки (врожденном пороке сердца). Совместное творчество представителя американской медицинской корпорации Кюрта Амплатца и ведущего специалиста по детской кардиологии словака Йозефа Маршуры породило так называемый транскатетерный метод лечения. Суть его заключается в том, что отверстие в перегородке между предсердиями, вызывающее одышку, повышенную заболеваемость дыхательных путей и ведущее к ранней смерти, ювелирно штопают. «Заплатка» представляет собой два соединенных между собой проволочных диска из никель-титанового сплава. Такой химический состав не вступает в реакцию с кровью, а значит и не отторгается организмом. Волокно же, находящееся внутри дисков, уже очень давно используют при любых операциях на сердце, поскольку оно также хорошо приживается. «Заплата» устроена таким образом, что ее без проблем можно упаковать в специальный катетер. Попав с его помощью на место назначения, она, благодаря своей «памяти», устанавливается так, словно и не была стеснена трубкой. Новация же заключается в том, что к сердцу «заплата» доставляется самим организмом — током крови после введения ее в вену. Пациент же, имея возможность, наблюдать за происходящим, ощущает лишь то, что в его бедренную вену вставлен катетер. С помощью рентгенографии и эхокардиографии врачи определяют точность расположения «заплаты». И если аппаратура определяет, что «ключ к замку» подошел в точности, абсолютно безболезненно для пациента катетер отсоединятся и удаляется.

Как рассказывает профессор Юрии Паничкин (прошедший стажировку в клинике детской кардиологии в Братиславе), максимум через 2 дня больной выписывается. Потом проходит плановые амбулаторные обследования, и через 3—6 месяцев «заплата» полностью врастает в сердечную ткань, и та воспринимает ее уже как свою собственную. Присутствовавшая на показательной операции пациентка, пережившая подобную операцию во Франции, рассказывает, что сейчас может спокойно заниматься спортом, пропала привычная усталость и одышка. Доктор же словацкой клиники Павел Гавора утверждает, что нормальное самочувствие пациента после лечения транскатетерным методом — скорее правило, чем исключение. Восьмилетний опыт и масштабы его применения (на постсоветском пространстве им пользуются кардиологи Белоруссии, Киргизии, России и Эстонии) свидетельствует лишь о том, что это не сомнительная нетрадиционная медицина, а шаг в будущее. Тем более, что смертность после таких операций составляет меньше процента, да и то, происходило это, по словам П. Гаворы лишь из-за неправильных действий врачей..

В то же время украинские кардиологи воспринимают бескровный метод неоднозначно — смущает себестоимость операции. Транскатетерный метод бесплатным будет лишь для тех шести больных, кому посчастливилось оперироваться в рамках презентации. Остальным же бескровность и эстетика (в данном случае на грудной клетке шрамов не остается) обойдется приблизительно в 3,5—4 тысячи долларов. Словацкие врачи утверждают, что снизить цену, даже с учетом уровня платежеспособности украинцев, скорее всего, не удастся. Ведь в Германии подобные операции стоят около 13 тысяч евро, а в Словакии — около 4 тысяч долларов. Но консультант профильного комитета ВР Валерий Суздальцев утверждает, что если метод вызовет интерес у украинских врачей, и региональные кардиологи будут приезжать сюда учиться, то можно будет говорить и о бюджетном финансировании.

В целом же, аргументы «против» у отечественных хирургов стоимостью операции и исчерпались. Мораль, по их мнению, такова: если на украинских просторах этот метод воспримут, у больного появится альтернатива. Хотя в отличие от Словакии, где подобные операции оплачивают страховые компании, украинским пациентам изыскивать средства придется самостоятельно. И решать для себя тоже самостоятельно — или пережить сложную операцию, отходить от нее годы и жить со шрамом, или за один час избавиться от врожденной патологии и никогда о ней не вспоминать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать