Безупречный вечер
В Киевском музее Булгакова состоялся один из лучших концертов сезона
Среди в целом насыщенной разными событиями киевской осени этот вечер, несмотря на его камерность, стоит особняком представляется не менее важным, чем многолюдные мероприятия в филармонии или в консерватории. В знаменитом доме на Андреевском спуске — Литературно-мемориальном музее семьи Булгаковых — состоялся концерт вокальных произведений киевского композитора Виктории Полевой.
Концерт является частью традиции журфиксов, заведенной — или, скорее, возрожденной — музеем. Так когда-то называли «фиксированные дни» (буквальный перевод слова «журфикс»), в которые можно было посетить определенный дом, где в этот день проходили концерты или чтения; это был распространенный обычай образованных семей в дореволюционное время.
Журфикс в прошлый четверг собрал настоящий аншлаг — стульев не хватало, зал на первом этаже, где собственно и проходил концерт, был просто переполнен, публика сидела в смежных помещениях, что неудивительно: ведь произведения Полевой, являющейся сегодня одним из самых интересных украинских композиторов, играл известный столичный пианист Евгений Громов, а пела Светлана Глеба (сопрано, Ужгород) — у каждого из троих хватает поклонников.
По сути, здесь счастливо сошлись таланты, преданные своему ремеслу. Что важно — и Громов, и Глеба являются теми редкостными исполнителями, которые специализируются именно на современной академической музыке, в том числе — на работах отечественной композиторской школы, которую ценят далеко за пределами Украины (чего нельзя сказать, к сожалению, о нашей стране — но это тема отдельного разговора).
Вокальные произведения, как для сольного пения, так и хоровые — заметная часть работ Полевой уже более двадцати лет. Что касается литературной составляющей, то композитор работает со сложнейшим материалом — высокой поэзией разных времен. Так, концерт начался коротким опусом на хокку японского классика Кобаяси Иссы:
Печальный мир...
Даже когда расцветают вишни.
Даже тогда.
Потом были «Жалоба» Райнера Марии Рильке, сцена из «Гамлета» (монолог Офелии), «Песня» Иосифа Бродского («Пришел сон из семи сел...»), «Сияла ночь» Афанасия Фета, Псалом святого Силуана, и в довершение — «Нет человека, который был бы как остров» Джона Донна — стихотворение, из которого Хемингуэй взял в качестве эпиграфа к одному из своих романов знаменитые строки: «Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Для каждого из этих очень разных текстов Вика Полевая нашла свою интонацию: чеканную скорбь для Иссы и Рильке, трагическое отчаяние для Шекспира, надрыв на грани безумия (Бродский), элегическую легкость и мечтательность для Фета, тихий экстаз моления для Псалма и, наконец, синтез эмоций и настроений для философских строк Донна. И Громов, и Глеба мастерски передали тончайшие оттенки музыки и слова. Это был поистине безупречный вечер искусства.
Выпуск газеты №:
№209, (2008)Section
День Украины