Перейти к основному содержанию

Битва за «золото скифов»

В Нидерландах начался суд относительно возвращения уникальных драгоценностей из крымских музеев
06 октября, 20:30
ФРАГМЕНТ ЗОЛОТОЙ ПЕКТОРАЛИ, НАЙДЕННОЙ В 1971 Г. ВО ВРЕМЯ РАСКОПОК КУРГАНА ТОЛСТАЯ МОГИЛА (ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛ.). ФОТО С САЙТА UAHISTORY.INFO

5 октября состоялось первое заседание по делу так называемого скифского золота, на котором стороны изложили свои аргументы. Судьи взяли перерыв до 14 декабря. Вероятно, вердикт объявят именно тогда. Или на протяжении года — именно столько времен по нидерландскому законодательству отводится на вынесение решения.

Напомним, в феврале 2014 года в музее Алларда Пирсона, что в Амстердаме, проходила выставка «Крым: золото и тайны Черного моря». Экспонаты предоставили четыре крымских музея и один киевский. Однако после аннексии Крыма Россией амстердамский музей отказался возвращать абсолютно все экспонаты Украине, домой прибыли лишь ценности Музея исторических драгоценностей, а около 500 артефактов остались в Нидерландах. Крымские музеи со временем подали иск относительно возвращения ценностей именно на полуостров, а среди них артефакты из скифского золота: церемониальный шлем, ценные камни и мечи древних греков и скифов.

Так началось судебное дело, которое растянулось на долгие месяцы. Россия не является стороной судебного процесса, однако Министерство культуры Украины, которое представляет Украину в суде совместно с Минюстом и Министерством иностранных дел, заверяет, что влияние РФ на ход дела очевидно. Накануне суда министр культуры Евгений Нищук заявил, что в борьбе за возвращение крымских ценностей именно на материковую Украину есть много оснований для тревоги. В частности, возникли трудности с оформлением виз для украинской делегации и проблемы с пребыванием непосредственно в Нидерландах. По словам Нищука, Россия активно включилась в этот процесс с соответствующими спецслужбами, поэтому теперь это не просто суд, а принципиальная для Украины история. «Одновременно есть информация из разных источников относительно участия в процессе представителей крымских музеев и определенного влияния на них третьих лиц, что ставит  под сомнение объективность представительства сторон», — дополняет слова Евгения Нищука пресс-служба Министерства культуры.

Первые слушания продолжались пять часов, представители крымских музеев убеждали трех судей в том, что все экспонаты должны вернуться на полуостров. «Защита российской стороны строится на том, что, первое, в процессе задействовано государство Украина, которое может изменять законы (намек, что мы можем оправдать что-либо новыми актами). Второе, мы понимаем Украину и эмоции, ведь есть момент аннексии. Но это дело не об этом, а о культурных ценностях. И третье, АРК является автономией, является юридическим лицом в рамках Украины. Границы — это политические игры. АРК имело собственный парламент, министров и широкие полномочия. А потому собственность АРК — публичная собственность юридического лица АРК, — комментировала ход суда в своем аккаунте на Facebook Емине Джепар, первый заместитель министра информационной политики. — Российская защита также говорит о Гаагской конвенции 1954 года, которая запрещает репрессии культурных ценностей государством, говорят о высокой морали музейного сотрудничества. Хоть плачь...».

Свои аргументы, почему артефакты принадлежат Украине и должны находиться под ее опекой, а не оккупированного Крыма, излагала наша делегация. «Эти экспонаты принадлежат государственному музейному фонду Украины и должны быть возвращены в Украину. Тем более, МИД Нидерландов давал гарантии своевременного возвращения экспонатов именно в Украину, чего не состоялось, — отмечала перед стартом судебного процесса Людмила Строкова, генеральный директор Национального музея украинского народного декоративного искусства, экс-руководитель Музея исторических драгоценностей. — Страховая оценка этих 565 экспонатов, которую сделали крымские музеи, составляет полтора миллиона евро, в то время как наши (Музею исторических драгоценностей, возвращенные в Украину после завершения выставки. — Авт.) 19 экспонатов были застрахованы на 11 миллионов евро. Крымские музеи умышленно занизили цену. Но голландцы, когда оставили их у себя, застраховали эти экспонаты на десять миллионов евро. Но культурное наследие бесценно, это же не ширпотреб, эти работы уникальны и не могут быть воспроизведены».

В случае необходимости амстердамский суд может вызвать стороны для уточнения их позиций еще раз. Украинская сторона надеется услышать вердикт в течение ближайших месяцев. Если суд решит вернуть экспонаты именно Украине, их отдадут на временное хранение в Национальный музей истории Украины. Пока артефакты хранятся на складе музея Алларда Пирсона.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать