Боже, храни Хелену Миррен

Фильм Стивена Фрирза «Королева» — это редкий для нашего проката образец британского кино, но он становится еще более интересным, если учесть, что давно не приходилось видеть на нашем экране настолько качественных актерских работ.
Это признала среди прочих такая почтенная инстанция, как Венецианский кинофестиваль — в сентябре прошлого года «Королеву» там отметили за лучший сценарий и лучшую женскую роль.
Сценарий Питера Моргана реконструирует события начала сентября 1997 года, сразу после гибели принцессы Дианы. Те дни стали тяжелым испытанием для королевы Елизаветы II и для всей монаршей семьи. Безумное давление прессы и почитателей «народной принцессы», требовавших чествования памяти погибшей на общенациональном уровне, превратили жизнь дома Виндзоров в сплошной кошмар. Однако Фрирз предлагает посмотреть на все это с другой точки зрения — а именно, глазами королевы Елизаветы.
Воплощение сюжета — вполне достойная задача: ни сценарист, ни режиссер не опускаются до уровня таблоидов, не пытаются вытянуть какую- то «клубничку» из-за кулис монархии. Главные герои, как им и подобает, по-британски флегматичны и сдержаны в аристократических традициях, а ситуации и их переживания выглядят вполне естественно, без каких-либо натяжек или искусственного пафоса. Фрирз уже экранизировал как исторически-костюмированные, так и острополитические сюжеты — к первым можно отнести чрезвычайно успешные «Опасные связи» с Джоном Малковичем в главной роли (1988) или телевизионное «Соглашение» о течении избирательной кампании лейбористов (2003). Вообще, Фрирз — из того разряда режиссеров, которых называют крепкими ремесленниками. Действительно выдающихся достижений в его заделе нет, его сюжеты развиваются довольно вяло, фильмы грешат затянутостью, а режиссура — прямолинейностью. Однако есть у него одно чисто британское умение — подбирать в каждый свой фильм чрезвычайно красивых исполнителей.
Так и в «Королеве» — даже в эпизодических ролях ни одного слабого актера. Майкл Шин играет Тони Блера с портретной точностью, в то же время внося в образ чуточку иронии — его свежеиспеченный премьер ведет себя сначала как растерянный ребенок, и только ближе к финалу дорастает до действительно ответственного политика. А вот Чери Блер в воплощении Хелен МакКрори — персонаж почти сатирический; Фрирз не жалеет ее, трактуя фактически как плебейку, которая лишь по стечению обстоятельств попала в высший свет. Королева- Мать (Силвия Симз) — партия эпизодическая, однако колоритная и трогательная. Но фильма не было бы, если бы не Хелен Миррен, которая, собственно, и сыграла Елизавету II. Такой глубокой, объемной, точной работы над ролью, таких нюансов во всем, от мимики до интонаций голоса, такой, в целом, культуры актерского исполнения в нынешнем кинопрокате нечего и искать. Миррен создает яркий образ королевы — и как правительницы большой нации, и просто женщины со своими собственными чувствами, заботящейся о семье. Актрисе, кажется, подвластны все оттенки чувств, — от официального отстранения до искренней скорби, и поэтому таким пронзительным вышел центральный эпизод, своего рода кульминация фильма, где Елизавета встречает в лесу оленя, которого должны убить.
Итак, качественную, однако не слишком великую ленту Миррен безусловно «вытягивает». И это типично британское — то есть пресное, нудноватое и не слишком прихотливое — кино таким бы и осталось. Если бы не королева Хелен.
Вчера ее работу отметила «Оскаром» Американская киноакадемия.
Выпуск газеты №:
№35, (2007)Section
День Украины