Перейти к основному содержанию

«БУМ-2002»

27 декабря, 00:00

Попытки сыграть на молодежном электоральном поле, не новы. Практически все существующие ныне политические силы имеют свои «филиалы» или пытаются сотрудничать с какими-либо молодежными организациями, пытаясь через них влиять на молодежный электорат.

Что впрочем, вполне понятно. Если учесть, что в Украине сегодня насчитывается около 10 миллионов людей в возрасте от 14 до 28 лет, более восьми миллионов из них имеют право голосовать на выборах. На сегодняшний день, это существенно как для самых влиятельных партий и блоков, так и для тех, что пытаются таковыми казаться.

О том, что молодежь может сыграть более значимую роль в предвыборной кампании, чем традиционное расклеивание листовок и плакатов, тоже вспоминают только перед выборами. Причем и здесь, ее пытаются скорее использовать, чем действительно привлечь к сотрудничеству, и что самое главное, быть готовым к конструктивной совместной работе.

Достаточно понаблюдать за составлением предвыборных списков, чтобы понять, что у большинства молодежных лидеров практически нет шансов попасть в их проходную часть. Какие-то места в списке для них, конечно, нашли. Но вот проходными они становятся только в том случае, если та или иная партия наберет от семи до двадцати процентов голосов. Опыт выборов 1998 года подсказывает, что для многих из них это станет непосильной задачей. И это притом, что на протяжении последних 4 лет, в большинстве партий велись длительные дебаты об увеличении молодежной составляющей будущего парламента. А в тогда еще едином Рухе, обсуждался вопрос о возможности передачи трети мест в списке — кандидатам от молодежи. В реальности же, партийные лидеры главную ставку, по-прежнему делают на пресловутый админресурс и идеологическое давление средств массовой информации, традиционно считая, что удачно найденный «слоган» произведет на молодежь большее впечатление, чем участие в реальной политической деятельности. В жизни же, все происходит с точностью — до наоборот. Большинство наблюдателей отмечают, что социальный фон предстоящих выборов является наиболее неблагоприятным по сравнению со всеми предыдущими: население уменьшилось более чем на 2 миллиона человек, рождаемость в 2,5 раза меньше, чем была 10 лет назад, зато заболеваемость студентов по основным видам заболеваний увеличилась более чем в пять раз. Даже армию, численность которой существенно уменьшилась, укомплектовать невозможно. Зная об этом, авторы рекламных роликов, активно используют реальную озабоченность молодого населения проблемами экологии, наркомании, безработицы, ранней преступности, которые особенно актуальны в молодежной среде. Тем более, что редко какая партия или блок имеют на сегодняшний день, оригинальный рекламный продукт, который мог бы хоть чем то выделить рекламируемую структуру из подобных.

Еще одним примером, может служить нарочитое демонстрирование озабоченности проблемами молодых граждан, при проведении всякого рода опросов и анкетирований. Но нельзя же, так явно считать всех за дураков! Если первая половина партийного списка состоит из действующих и бывших премьеров и вице-премьеров, то их настойчивое желание накануне выборов, наконец- то попытаться понять, как живут люди в стране экономикой и политикой которой они управляли, выглядит более чем странно.

Особенностью предстоящих выборов стало активное создание формальных молодежных структур, основой которых является все тот же пресловутый админресурс. Например, до сегодняшнего дня, непонятно по какому принципу создавался Всеукраинский студенческий совет при Президенте, возглавляемый первым номером списка блока «За единую Украину!» и параллельно Главой Администрации Президента — Владимиром Литвиным, заместителем которого числится нынешний вице-премьер — Владимир Семиноженко. Фамилии других участников Совета неизвестны не только на общегосударственном уровне, но и представителям тех регионов, откуда они якобы делегированы. Инициаторы создания подобной структуры решили даже не скрывать того, что главной задачей совета станет попытка использования электоральной активности студентов на предстоящих выборах, а базой для этого станет все тот же админресурс.

Хотя большинство аналитиков отмечают, что вряд ли, сегодня удастся успешно оказывать давление на молодежь административными методами, или же завлекать на избирательные участки с помощью финансовых поощрений. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: большинство молодых людей являются вполне самодостаточными личностями, рассчитывающими на собственные способности и интеллект, требующие перемен сегодня, а не готовые ждать еще 10 лет. Интересно, что и молодые люди, которых можно считать состоявшимися и, так называемые, протестно настроенные — одинаково не желают видеть в политике старые лица. Вряд ли, они поверят тем партиям и блокам, в списках которых нет молодых людей. Сегодня есть все шансы ожидать, что в следующем парламенте будет еще больше политиков, которым глубоко за 50. Неизвестно, устроит ли это молодых людей. К тому же, сегодня мало на кого могут произвести впечатление программы существующих партий или их идеологические отличая. Большинство из них, практически не претерпели за последние годы, каких-либо изменений. В каждой из них, есть отдельные главы или части, посвященные молодежной политике. И надо сказать, что написаны они очень грамотно и красиво. Умные ведь люди их разрабатывали — академики и профессора разные. Но к сожалению, до реализации этих программ, дело так и не дошло. Следовательно, нет никаких оснований рассчитывать, что они будут выполнены и после этих выборов. В результате, наиболее активные и образованные приходят к выводу о необходимости создания объединения молодых людей и совместными усилиями создать условия для реального участия молодежи в политической жизни страны. Понятно, что невозможно вовлечь в политическую жизнь всех молодых людей. Но, как правило, наиболее инициативные из них объединены в те или иные организации или пытаются участвовать в выборах самостоятельно. Вопрос состоит в том, чтобы нашлись силы способные помочь им самореализоваться. Первой попыткой стало создание в регионах коалиций молодежных организаций для поддержки молодых депутатов на региональном уровне. Хотя, со временем стало очевидным, что если сохранятся существующие тенденции формирования предвыборных списков, то у молодых людей может и в последующие четыре года не появиться реальной возможности участвовать в построении демократического общества. Тогда было решено создать Блок Украинской Молодежи на общегосударственном уровне. Что и было сделано на состоявшемся в минувшую субботу съезде, который отличался от большинства проходивших ранее помпезных и нудноватых мероприятий — своей новизной и оригинальностью. Организаторам удалось подтвердить, что создается принципиально новое объединение молодых людей, желающих участвовать в политической жизни страны. Основой его стали уже существующие областные организации БУМа и всеукраинские общественные молодежные организации (именно по возрасту участников партии). Создание БУМа — это, по сути, первый шаг к отстаиванию молодежью своих позиций, и попытка привлечь внимание общественности к решению именно их проблем. В отличие от партий, которые словно проснулись от глубокого сна и бросились разыскивать инициативных молодых людей через конкурсный отбор в Интернете, создателям БУМа не надо было выдумывать новых технологических ходов. Все участники съезда были делегированы молодежными организациями и перед ними, же в дальнейшем, будет отчитываться руководство блока. Достаточно вспомнить, что на Президентских выборах, молодежным организациям оказалось вполне по силам сориентировать молодежь на принятие определенных политических решений. Объединившись в блок, такие организации становятся новой весомой силой, способной оказывать влияние на различные политические силы с целью включения молодых людей в проходную часть списков, а также самостоятельно выдвигать своих представителей в органы государственной власти всех уровней. Создатели БУМа сделали его цели простыми и понятными для молодых людей — образование, жилье, забота о здоровье и т.д., что дает дополнительный шанс для успешной реализации проекта среди молодежного электората. Молодежь требует перемен. И если БУМ будет действовать также активно и такими же нестандартными методами, как это было продемонстрировано на съезде, то у него есть все шансы получить поддержку молодежного электората.

Теперь все будет зависеть от того, удастся ли отцам-основателям убедить большую часть молодежи и остальную часть населения, поддержать позиции вновь созданного блока. А учитывая то, что большинство молодых людей принадлежат все таки к протестному электорату — эта задача будет не из легких. Хотя исторический опыт подсказывает, что такое вполне возможно. Во Франции в 1967 году, после «студенческой революции» правительство Де Голля вынужденно было уйти в отставку. А совсем недавно в Венгрии, подавляющее большинство голосов избирателей, было отдано за партию социал-демократов, средний возраст которых не превышал 30 лет. К тому же, если идея Блока Украинской Молодежи найдет поддержку у различных политических сил, понимающих необходимость обновления партийной элиты, то будущее БУМа может оказаться довольно перспективным. Да и лидеры БУМа планируют заниматься в парламенте решением именно тех вопросов, которые долго декларировали, но так и не смогли решить центристские партии, основу электората которых и составляют молодые люди.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать