Бумага все выдержит. А люди?
Картонно-бумажный комбинат в Понинке задолжал 56 тысяч гривен за потребленную электроэнергию. Суровая рука энергетика нависла над выключателем. Предвидя весьма досадные следствия обесточивания, глава Полонской райгосадминистрации Анатолий Бученко целый день провел в нервных переговорах. «Люди остались бы без света в своих домах, нечистоты «пошли» бы в Хомору — река и без того «стонет» от загрязнения», — говорит Анатолий Бученко о том, что ему удалось отвести беду от городка. Понинка, что в трех километрах от райцентра Полонного, «держится» за счет одной единственной бумажной фабрики. Какого-то другого производства здесь нет.
Первую бумагу Понинка «дала» в далеком 1787 году. По рассказам, как-то летним утром местный помещик ловил в Хоморе рыбу и поймал... бочку денег. Капитал он вложил в бумажную фабрику, ставшую в ХХ веке комбинатом. Как сейчас сказали бы, сделал мощную инвестицию. Впоследствии на тетрадях из Понинки писало упражнения и решало задачи не одно подрастающее поколение всего Советского Союза.
Уже в наши дни «нашла» денежный мешок ГАХК «Укрпапірпром». Эта компания включает государственную часть акций ОАО «Понинковский картонно-бумажный комбинат». «Больше инвестиций, чем эта, от «Укрпапірпрому» , в крае не было. Средства направили на реконструкцию предприятия и все успешно освоили», — считает глава райгосадминистрации. Обращает внимание тот факт, что это было сделано «для удовлетворения большой потребности в дешевых тетрадях, бумаге и картоне для школьных учебников».
Когда еще «старый» учебный год заканчивался, а до нового было далеко, глава райгосадминистрации на встрече с министром образования Станиславом Николаенко напомнил о Понинке. Мол, с нетерпением ждет заказа на бумагу для учебников, в полной готовности к производству. «Господин министр публично пообещал 9 миллионов гривен для выполнения бумажниками Понинки государственного заказа», — вспоминает Анатолий Бученко. Глава образовательного ведомства согласился, что у людей должна быть работа и зарплата, а в бюджеты всех уровней — соответствующие поступления.
Однако в апреле 2005-го у бумажников Понинки лопнуло терпение. Заявили, что в дальнейшем без зарплаты «сидеть» не будут. Прибывшие к забастовщикам представители районных властей пообещали им, что обеспечат государственный заказ на бумагу и соответствующее финансирование. Те же ответили: «Когда обеспечите, тогда и вернемся к бумагоизготовительным машинам...»
Представляя новое лицо власти в отдельно взятом районе, Анатолий Бученко прибыл в Понинку, как знакомый незнакомец. Как и раньше, в бурные дни 2004-го, встречался и с бумагопроизводителями. Тогда он был координатором районного штаба Виктора Ющенко. Надо отдать ему, Бученко, должное: пылкий пропагандист и умелый агитатор. Понинка искренне поверила в то, что бандиты будут сидеть в тюрьмах, а она получит рабочие места и зарплату для приличной жизни.
Последовательный в своих словах и делах, Бученко начал овладевать эпистолярным жанром по-настоящему. В своих письмах правительству, народным депутатам писал, что «в июне—июле 2005-го комбинат может произвести 1200 тонн бумаги для учебников. Когда прошел без ответа июнь, сообщил, что такое же количество комбинат изготовить в июле—августе... Обращал внимание адресатов на острую социально-экономическую ситуацию, в которой оказалась Понинка. Писал об истории древнейшего предприятия и верности рабочих, инженерно-технических работников традициям.
Это был глас вопиющего в пустыни. И почему? Лишь когда «свои люди» в правительстве передали Бученко копию письма министра Николаенко, отправленного премьеру 1 июня, и резолюции адресата, глава Полонской райгосадминистрации понял, что «Понинка еще долго не увидит правды и воли». Цитируем без какого-либо вмешательства в текст: «...інформуємо Вас, що відповідно до постанови КМУ від 27.10.2001 г. № 1445, від 22.03.2002 г. № 362 и від 16.11.2002 г. № 1748 при виконанні державного замовлення видавництва можуть використовувати тільки папір та картон вітчизняного виробництва, який, за відгуками видавців, поліграфістів та ДАК фахівців «Укрвидавполіграфія», є низької якості. Терміни видання підручників надзвичайно стислі, отже, вітчизняні виробники можуть не встигнути виробити та поставити вчасно значні обсяги цих витратних матеріалів (3 тис. тонн офсетного паперу, щільністю 80 гр\кв. см. та 600 тонн палітурного картону). Просимо, в порядку виключення надати до звіл видавництвам при виконанні державного замовлення 2005 року проводити закупівлі імпортованих матеріалів».
Беда, прежде всего, не в том, что в украинском языке слово «тонна» пишется с двумя «н», а слово «свиня» — с одним. В конце концов, дело даже не в запятых, которых нет там, где, по правописанию, нужны разделительные знаки. В Понинке считают, что нынешнее подрастающее поколение городка бумажников, которое пишет упражнения и решает задачи в тетрадях, сделанных за пределами Родины, знает правописание родного языка лучше, чем организаторы отечественного образования.
«Министр ссылаясь на неизвестных полиграфистов, по понятным даже школьникам причинам проявляет заботу об иностранном производителе», — делает печальный вывод глава Полонской райгосадминистрации.
Однако глава образовательного ведомства указывает на низкое качество бумаги. Мол, плохая она, затратный материал из какой- то Понинки. Что и говорить, «железный» аргумент. Разве нет? «В прошлом году все это было сделано. На бумаге из Понинки напечатали учебники полиграфисты из Харькова. Шестью красками, как и требовалось», — опровергает Анатолий Бученко.
«Не было претензий. Позапрошлой весной наши встречались с полиграфистами. Получили нормальные отзывы», — соглашается производственный директор ОАО «Понинковского бумажно-картонного комбината» Ананий Филенко. Ему тяжело понять, по какой причине «кому-то хочется издеваться над своими людьми, лить воду на чужую мельницу». Вспоминает: «Был заказчик на бумагу — Харьковская книжная фабрика. Мы здесь уже и программу выполнения этого заказа уже составили...»
И лишь тогда, когда уже окончательно выяснилось, что учебники будут печатать на импортированной бумаге, наиболее самоотверженные бумагопроизводители Понинки начали собирать чемоданы. «Менее преданные отправились раньше: женщины — в Италию, мужчины — в Португалию, Польшу», рассказывает Анананий Филенко. Говорит, что с 1991-го население Понинки уменьшилось на треть. Бедствует...
Выпуск газеты №:
№151, (2005)Section
День Украины