Бюджет-2014: «лобби клептоманов»
Аналитики подсчитали: при таком варианте главной сметы страны без труда «уплывут» 170—188 миллиардов гривен
На электронные адреса фракций и комитетов Верховной Рады, накануне намечавшегося на пятницу рассмотрения законопроекта о госбюджете на 2014 год, поступило открытое письмо из Полтавской области. В нем депутаты советов всех уровней региона, городские и сельские головы призывают парламент принять бюджет 16 января. «Блокирование бюджетного вопроса — путь к экономическим проблемам и сбоям в жизнеобеспечении общин», — отмечают подписанты (500 человек). «Если вы выберете такой путь, с чем придете к людям в округа?» — спрашивают представители общин Полтавщины, и предлагают народным депутатам нести ответственность за каждое их действие, решение, предложение. «Это политические правила и стандарты, к которым мы стремимся как европейское государство», — указывается в обращении.
Можно ли упрекать правительство и Партию регионов в том, что они используют такие, а также другие доступные им средства для того, чтобы в стране был бюджет? Правда, при нормальной ситуации вопрос следовало бы поставить в другой плоскости. Готов ли бюджет настолько, чтобы быть принятым в течение одного дня? (На этом, как известно, настаивает премьер-министр Николай Азаров). Но положение в Украине, к сожалению, сложно назвать удовлетворительным как в социально-экономическом смысле, так и в политическом. В схожих условиях у нас очень часто использовалась никем еще не доказанная формула: лучше иметь плохой бюджет, чем не иметь его вообще. С другой стороны, можно ли сейчас, в период падения промышленного производства и неблагоприятной мировой конъюнктуры для экспорта рекордного урожая, а также, что не менее важно, в обстановке жестких уличных бифуркаций, мечтать об идеальном бюджете?
Мечтать-то можно... А еще можно просто пропагандировать достоинства бюджета, не упоминая о его недостатках. Председатель подкомитета бюджетного комитета парламента (фракция ПР) Игорь Молоток называет проект нынешнего бюджета «динамичным и социально направленным». А в доказательство говорит об «увеличении минимальной заработной платы — на 8,2%, выплат при рождении ребенка — до 8,8 миллиарда гривен, о росте стипендий для студентов, учащихся на отлично, и выплат детям-сиротам на 25%». «Кроме того, предусмотрены выплаты медицинским работникам системы экстренной медицинской «скорой помощи» — в суме 400 миллионов гривен, — радуется законодатель и продолжает. — Впервые, во исполнение социальных инициатив Президента, с 1 сентября 2014 года за счет госбюджета предложено обеспечить питание в школах всем детям — с 5 по 11 класс. Впервые (в госбюджете. — Авт.) учтены выплаты в размере 1,1 миллиарда гривен одноразовой адресной помощи молодым специалистам, направленным на работу в села на должности учителей и медиков».
Руководители программ «Лаборатории законодательных инициатив» Денис Черников и директор фундации «Открытое общество» Иван Сикора детально проанализировали законопроект и пришли к выводу, что он содержит слишком много системных рисков. По их подсчетам, сумма потенциальных потерь бюджета 170—188 миллиардов гривен ($21—24 миллиарда). В том числе, 100 миллиардов гривен уведет коррупционный налог на бюджет при закупках за государственные средства. От 24 до 40 миллиардов будут стоить «комиссионные» при возмещении налога на добавленную стоимость. От 5 до 7 миллиардов потерь бюджету принесет неуплаченный акциз за контрабандные нефтепродукты. 25 миллиардов гривен будет украдено при «смешивании» газа украинской добычи с импортным. В 13,3 миллиарда обойдется неэффективная, по мнению исследователей, поддержка угольной промышленности и в 2,7 миллиарда гривен — льготные кредиты электроэнергетике, которая в минувшем году только на экспорте заработала 4,3 миллиарда гривен.
Также исследователи прогнозируют, что в 2014 году экспортеры будут страдать от фискальной «инквизиции». Им не будет вовремя возмещено 20 миллиардов НДС, а 15 миллиардов налога с прибыли придется уплатить авансом. При этом, в связи с внедрением вексельных схем, 10 миллиардов гривен бизнес потеряет безвозвратно. Как отмечают эксперты, расходы на строительство и развитие автодорог в этом году запланированы втрое меньшими, чем обслуживание кредитов, привлеченных в этой сфере. Но правительство планирует увеличить «дорожные» долги еще на 2,3 миллиарда гривен. Зато поддержка малого и среднего бизнеса вполне оправдано называется «микрокредитованием» — для нее в бюджете выделено, лишь 11,2 миллиона гривен. Это почти в 20 раз меньше, чем было записано в правительственной программе стимулирования развития экономики на 2013—2014 годы.
Чего добиваются чиновники, верстая такой бюджет? Эксперты уверены, что названные системные риски и потери, скорее всего, будут намного большими, поскольку расчеты строились на весьма скромном уровне «откатов» — 30%. На самом деле, они нередко доходят и до 70%. Выходит, в нашей стране чиновничество, как отмечают эксперты, от бюджета к бюджету демонстрирует рентоориентированное поведение... А та глубина проблем нынешней экономики требует совсем другого подхода. Иначе — дефолт неизбежен. «День» опросил опытных людей — экс-министров экономики разных правительств — о том, какие бы они могли предложить нестандартные решения сегодняшних проблем. Читайте комментарии в сегодняшнем номере на странице ЭКОНОМИКИ.
Выпуск газеты №:
№7, (2014)Section
День Украины