Бюджет «консервирует» украинское образование
Если говорить о долгах в образовательной сфере, то их и так предостаточно. Например, еще за декабрь прошлого года не везде оплачены коммунальные услуги, и сумма долга составляет 40 миллионов, а за сентябрь-октябрь текущего уже набежала задолженность в 55 миллионов. На пятнадцать миллионов гривен лежат на складах учебники для наших детей, именно тех, которых так не хватает на каждого школьника. Издатели ждут, когда за книги им заплатит государство, и не спешат верить на слово. Думается, что у них есть основания быть бдительными — из обещанных 45 миллионов на компьютеризацию на текущий год к началу учебного года было выделено всего 300 тысяч!
Министерством образования было задумано привести оплату труда учителя в соответствии с законодательством (всем известной 57 статьей Закона об образовании). Предполагалось к 2004—2005 учебному году зарплату учителя вывести на уровень, равный среднему по промышленности, а в 2003—2004 учебном году платить на уровне, близкому к прожиточному минимуму. Определенная проектом бюджета сумма на образование в следующем учебном году не позволяет учителю надеяться даже на минимальное повышение оплаты его труда. Министерство образования планирует в следующем году при поступлении в педагогические вузы вводить испытания на профпригогодность. Но из кого будем отбирать? Из неудачников, не способных поступить на престижные специальности? Кого из молодежи привлечет зарплата, которая ниже прожиточного минимума?
В любом цивилизованном обществе заведено в первую очередь заботиться о детях, и эта забота требует существенных материальных вложений. А у нас компьютеризацию предлагают сбросить исключительно на плечи местных бюджетов, которые зачастую даже за тепло в классах заплатить не в состоянии. О какой конкурентоспособности даже внутри нашего государства могут мечтать дети, не освоившие сегодня азы компьютерной грамотности?
Сегодня у нас в стране не ходят в школу около 9 тысяч детей школьного возраста, из которых не посещает младшую школу около 2 тысяч. Больше всего неохваченных школьным обучением детишек в Днепропетровской и Закарпатской областях. За последние годы количество детей, которые не ходят в школу, уменьшилось в пять раз. Но чтобы их становилось все меньше и меньше, требуются значительные материальные вложения — и на специальную подготовку педагогических кадров, и на создание доступных для таких детей программ, и специфических методик их обучения. Эти затраты сторицей воздадутся обществу, когда не потребуется тратить деньги на социализацию беспризорников и выделять суммы на предупреждение роста преступности, не говоря уже о более высоких материях.
Всемирный банк признал проценты ВВП, выделяемые на образование в Украине, самыми низкими из всех европейских стран (они составляют около 4%), а если учесть и номинальную стоимость этого нашего процента, то понять бюджетный комитет и наших депутатов, голосующих за такие цифры в бюджете образования, по крайней мере, очень трудно, особенно если вспомнить предвыборные программы, пестрящие обещаниями улучшить качество образования в нашей стране.
Выпуск газеты №:
№204, (2002)Section
День Украины