Бюджетному процессу обещаны проблемы
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020918/4168-2-1_0.jpg)
Публичный диалог с правительством ввиду стартовавшего бюджетного процесса (напомним, в минувшее воскресенье государственная смета на следующий год была передана в руки депутатов) председатель профильного парламентского комитета Петр Порошенко начал с приятной для журналистов мелочи. Нет, о пикантных подробностях летних и сентябрьских торгов, равно как и об их результатах ничего официального сказано не было. Вчера на пресс- конференции господин Порошенко заявил о готовности бюджетного комитета вести дело- 03 «максимально открытым» для общественности образом. Отныне каждый желающий имеет возможность наблюдать и даже принимать участие в бюджетной эпопее виртуально. На сайте комитета (www.rada.gov.ua/budget), пообещал П. Порошенко, будет доступно размещена довольно интересная информация. В том числе — проект «финансовой Конституции» на 2003 год. Впрочем, вчера сайт находился в стадии разработки (ничего познавательного, кроме «test page», из него почерпнуть не удалось).
Предварительные же выводы Петра Порошенко касательно перспектив бюджета-03 были давно прогнозированы: «процедура принятия бюджета будет сложной и проблемной», — отметил он. И, в свойственной ему манере, абстрагировался от политической подоплеки заявления макроэкономическим анализом документа. Удивило только, что подготовку бюджета-03 правительство сопровождало «полной информационной блокадой...» парламентариев. Это звучит странно хотя бы потому, что народных избранников, заинтересованных проектом документа (размеры которого вполне соизмеримы с ажиотажем вокруг него — с другим не спутаешь), видели еще до внесения проекта в Верховную Раду.
Но интересно не только это. Ряд постулатов, которыми Порошенко обличал Кабинет Министров, представляются вполне близкими к жизни. Симптоматично, что ожидаемый рост ВВП в следующем году (напомним — 4%) рискует не оправдать ожиданий не только рядовых украинских граждан (измерять благосостояние которых на макроэкономическом уровне не устал разве что министр труда и социальной политики), но и других, более близких к бюджету лиц. По данным, полученным П. Порошенко из бюджетного проекта, в 2003-м ВВП будет расти в контексте полуторапроцентного уменьшения доходной части сведенного бюджета. Что он логично объясняет двумя взаимосвязанными факторами: «несовершенством системы администрирования налогов» (куда уж совершеннее. — Авт. ) или «предположением дальнейшей тенизации экономики» (такие прогнозы Кабмина, очевидно, не совсем понятны. — Авт. ). Какой отпечаток оставляет это противоречие на интересах налогоплательщиков — ни для кого не секрет. А вот народные избранники, особенно из мажоритарных округов, следуя словам П. Порошенко, такой тенденцией обеспокоены всерьез. Трудности с доходной частью (при том, что глава бюджетного комитета нагнетает атмосферу: мол, «как финансист», он видит проблемы с некоторыми статьями наполнения бюджета), как правило, зеркально отображаются в статьях расходов «закромов Отечества» (по некоторым — «минус 10%»). Как тут не волноваться? Экономика государства болеет хронически.
На повестке дня — законы, предполагающие наполнение доходной части бюджета, с высокой степенью вероятности должны быть одобрены осенью. Почему осенью, да еще и с высокой степенью? Кривить душой Порошенко не стал: все определяет предбюджетный стимул. Правда, выписывать их, законы, следует «аккуратно», поскольку «были прецеденты судебных исков» (строить бюджет на налоговом фундаменте, заложенном после 15 августа, возбраняет Бюджетный кодекс). Так что о системной налоговой реформе, судя по всему, придется забыть, как минимум, на год.
Особо были отмечены приватизационные поступления, не включенные в доходную часть бюджета, что господин Порошенко категорически поддерживал еще год назад и что теперь не менее категорически его возмущает. А также финансовые программы правительства, список которых Минфин, по словам Порошенко, передал в комитет на 12 листах без статей расходов.
Абсолютное недоумение вызвали у главы бюджетного комитета традиционно противоречивые прогнозы НБУ и правительства. В частности, относительно курса гривни к доллару (Нацбанк — 5,48, Кабмин — 5,57), а также взаиморасчетов между Минфином и НБУ на сумму 700 млн. грн. в пользу первого. Обвинения в «поспешности или некачественности» Порошенко, конечно же, адресовал в Кабмин — на улицу Грушевского (надо полагать потому, что быстрее дойдет — ул. Институтская — Нацбанк — на целый квартал дальше). Нет единой точки зрения, как выяснилось, и в ожидании кредитов извне (Кабмин рассчитывает на $1 млрд., Нацбанк предполагает в два раза меньше).
В обвинительном порядке была приведена и топ-новость двулетней давности: из 800 млн. грн. выплат по долговым социальным обязательствам правительство предполагает выплатить в следующем году только 200, утверждает П. Порошенко. По просьбе журналистов он вспомнил, что около 600 млн. грн. (выплаты чернобыльцам) бременем лежат на Кабинете Министров еще с 2001 года. И тут же нашел новые претензии: правительство не намерено увеличивать минимальную заработную плату, тогда как снижение налога на прибыль граждан зависло в воздухе. Забыв, судя по всему, что на принятии соответствующего закона Кабинет Кинаха как раз и настаивает. А вот, что действительно произвело впечатление, — это, если верить Порошенко, стремление Кабмина решать проблему налоговой недоимки (за этот год выросла на 4 млрд. грн.) «бюджетным стимулированием ГНАУ».
В целом, вчерашняя пресс-конференция подтвердила: бюджетный процесс в этом году приятным исключением не станет. Готовый к конструктивному сотрудничеству, П. Порошенко нашел в предложенном проекте бюджета-03 только один плюс: документ подан в сроки, установленные Бюджетным кодексом.
Выпуск газеты №:
№168, (2002)Section
День Украины