Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Человек текущей воды

В галерее «Триптих» открылась выставка художника Валерия Шкарупы
03 августа, 19:50

Владимир Набоков когда-то сказал об одном из героев «Улисса» Джеймса Джойса: «Блум — человек текущей воды». Оба писателя — любимые прозаики художника Валеры Шкарупы. Потому он и объединил этой цитатой цикл своих новых живописных работ. Красиво. Хоть и несколько выспренно. И не совсем понятно, что же означает эта формулировка? Оказывается, в социальной биологии существует «алгоритм текущей воды» — «Двигайся. Держи направление. Скользи. Огибай препятствия. Попав в запруду, набирай уровень». То есть, если расшифровывать, можно предположить, что вода, текущая в природе, — ручьи, реки, тающий снег — естественна. Она не преследует никаких целей. Ее «девиз» — движение. И вода никогда не изменяет ему.

Полегчало: узнав, что такое «текущая вода», я тотчас почувствовала себя значительно умнее и способной пофилософствовать о творчестве художника. Однако делать это вовсе не хочется. Потому что формулировка Джойса как нельзя точнее характеризует самого Валерия. Он удивительно глубокий, мудрый и скромный человек. Естественный в общении. Талантливый в творчестве. И чрезвычайно работоспособный. Лишь пару дней назад закрылся вернисаж украинских художников в одесской галерее «Да-да-да!». И — новая выставка, абсолютно отличная от предыдущей.

«Человек текущей воды» художник Валерий Шкарупа отправился на сей раз «в путешествие в тонком слое эмоционально-культурных ассоциативных переживаний-образов». Так сказал о нем один уважаемый мной искусствовед, очень умный человек Олег Сидор-Гибелинда. Вчитайтесь в цитату. Это лишь на первый взгляд кажется, что слог — вычурный. На самом деле, в определении настроения рельефной живописи Валерия — попадание в «десятку».

Валера Шкарупа — страстный путешественник. Для меня лично данное увлечение много значит. Убеждена, люди с врожденным «геном путешественника» не бывают плохими. Жажда узнавать новое (как ни банально звучит эта фраза, именно она выражает суть того, что хочу сказать) присуща лишь тем, кто сохранил уже в зрелом возрасте взгляд ребенка. Любопытный. Пытливый. И очень точный. Валера — именно такой человек. Его любовь к экзотическим поездкам началась, как ни странно, в армии. Радист Шкарупа служил на флоте, и судьба забросила его в Египет. И это во времена, когда даже в Болгарию, которую называли шестнадцатой республикой Советского Союза, выбраться можно было далеко не каждому. А кто удостаивался вожделенного разрешения, через некоторое время готов был отказаться от затеи увидеть заграницу: бесконечные справки, характеристики, хождения по райкомам — горкомам — обкомам отбивали охоту даже у самых заядлых. Египет, Средиземное море потрясли 19-летнего мальчишку. С тех пор он путешествует. И наяву, и в своих работах.

Для вернисажей лето — мертвый сезон. Художники не очень любят выставляться в это чудное время года. Оно и понятно: в городе — ни друзей, ни врагов, ни потенциальных покупателей. На открытии выставки Валерия Шкарупы в «Триптих» трудно было войти. Те, кому не сразу повезло, перекуривали на улице. Затем происходила смена действующих лиц. Пробившиеся в галерею говорили много хороших, искренних слов.

Алексей МАЛЫХ, художник:

— Валера Шкарупа — человек очень эмоциональный, но закрытый. И его живопись всегда загадочна, завуалирована. В ней много символов, которые знает лишь художник. Остальным предстоит расшифровывать его тайны самому. Сегодня Валера неожиданно сорвал «пелену» со своих работ. Открыл некоторые «секретики». Его нынешняя выставка — откровение для меня.

Борис БЫСТРОВ, скульптор:

— Валерий как художник прогрессирует от выставки к выставке. Разбирать его творчество «по косточкам» — дело искусствоведов. Могу лишь сказать: левкасы и живопись Валеры необыкновенно энергетичны. И сами находит контакт со зрителем. Общаться с картинами Шкарупы очень любопытно. Гораздо интереснее, чем смотреть футбол! (Хохочет.)

Игорь ДЫЧЕНКО, искусствовед:

— Очень ждал выставку Валеры. Он — художник и работает (то бишь, служит) в галерее. Это необычайно тяжело: все равно, что писателю творить в библиотеке. И каждый день читать Пушкина, Гоголя… Большой художник и большой поэт «обжигают» все, что рядом. В подобной ситуации сложно состояться не столько как личность, но как индивидуальность. У Валеры Шкарупы получается сохранить себя. Он — необычайно лиричен. Его холсты: поэтическое перевоплощение цвета — в нюансы цвета. Фактура работ — музыка для глаз. Когда смотришь на монохромную живопись Валерия, без доминирующих всплесков — фейерверков, чувствуешь: это отражение спектра, который можно назвать аурой или харизмой. Душевное проявление через цвет своего отношения к жизни, ее гармонии. И к красоте мира. Такого, каким его видит сам художник.

А искусствовед Лариса Божко подвела итог выступлениям, выкрикнув из толпы: «Мы любим тебя, Шкарупа!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать