А что дальше? Ресторан «Лавра», фитнесс-центр «София»...
Это, пожалуй, квинтэссенция строительных преобразований, этакого «украинского Клондайка» идей и архитектурных решений, которыми уже длительное время «лихорадит» столицу. Как отметила позавчера на пресс- конференции Лариса Скорик, «реконструкторы», руководствуясь одной лишь «экономической целесообразностью», не только нарушают архитектурные каноны, но и игнорируют собственные распоряжения — «втискивают» высотные здания (неизбежно предполагающие увеличение транспортных потоков) в зоны регулируемой застройки, забывая о необходимости сохранения исторического планирования. Заповедникам национального значения в новых веяниях строительной моды и вовсе несладко. Не успела «отгреметь» история со строительством фитнесс-центра в охранной зоне «Софии Киевской», как пришлось выражать свое негодование дирекции Печерской лавры. У ее стен мирно простоявший несколько лет временный торговый павильон на глазах тысяч верующих и ценителей старинной архитектуры становится капитальным зданием, высота которого даже в недостроенном виде превышает монастырскую ограду. Обращения директора заповедника Сергея Кролевца во всевозможные инстанции плодов не принесли. Здание продолжает расти. На документации, разрешающей постройку (оформленную, к слову, как на реконструкцию) стоят, по его словам, все необходимые подписи, в том числе и Управления по охране памятников истории культуры и исторической среды Киевгорадминистрации. Нелишне будет напомнить, что одна из функций последнего заключается в том, чтобы не допускать строительство в охранных зонах заповедников.
Поражает и непоследовательность столичных градостроителей в отчетах перед общественностью. Когда последняя возмутилась по поводу допущения «реконструкции» в районе Софии, Р. Кухаренко всячески отрицал, что управление дало «добро» на строительство пресловутого фитнесс-центра. Он, помнится, оправдывался систематическим подделыванием недоброжелателями его, Кухаренко, подписи на утверждениях проектной документации. Позже главный архитектор города Сергей Бабушкин называет даже протокольный номер разрешения на вышеуказанное строительство, чем окончательно вводит журналистов в заблуждение. Господин Бабушкин утверждал, что охранная зона Софии не определена до сих пор. И потому ничего предосудительного в упомянутом разрешении строительства Кухаренко нет.
Между тем помимо «Закона Украины об охране культурного наследия...», существует и распоряжение Киевгорадминистрации, где границы историко-культурного наследия Киева определены четко. Их-то знать и главному архитектору, и главе Управления сам Бог велел. А в зоне действия заповедного режима, отметим, ни о каких изменениях не может быть и речи — памятники архитектуры могут только реставрироваться. Так что надстройки мансард на домах по переулку Рыльского и улице Владимирской (о законности которых так много говорили С. Бабушкин и Р. Кухаренко) — выходит — недопустимы? И уже точно недопустимо — строительство «безопасного» для Софии, по словам С. Бабушкина, фитнесс-центра. Как отметила архитектор Инна Дорофиенко, состояние мозаик и некоторых конструкций памятника таково, что в Софии запрещено даже... хоровое пение. Пока же наши градостроители возводят, общественность — возмущается. А Генпрокуратура ищет авторов оригинальных «творческих решений».
Выпуск газеты №:
№160, (2002)Section
День Украины