Что украинцу нормально, то англичанину — смерть

В Англии старушка, облившаяся ненароком кофе в ресторанчике, выиграла судебный процесс: ее не поставили в известность о том, что напиток... был горячим. С тех пор, говорят свидетели этих событий, на стаканчиках с кофе появилась надпись, предупреждающая: температура содержимого — отнюдь не комнатная. А как насчет минеральной воды, на наклейке которой сообщается, что оная подходит для... вегетарианцев?
Украинцам подобный подход к обеспечению прав потребителей пока не грозит. Возможно, он и не нужен в принципе: к чему, к примеру, писать на вилке, что она — не зубочистка? Проблемы, как выяснилось в ходе горячей линии Главного управления по защите прав потребителей, у нас несколько иного рода. Так, к примеру, некий умудренный годами агроном выразил главе управления обеспокоенность по поводу содержимого пачки овсяных хлопьев. Опыт позвонившего подсказал ему, что вместо желаемой овсянки он приобрел ячмень или пшеницу, которые употреблять не в состоянии: не позволяет сахарный диабет. Не факт? Возможно. Однако случаи продажи украинским гражданам некачественной, а порой совершенно не запрашиваемой ими продукции, являются скорее правилом, нежели исключением. Статистика МВД по этому поводу достаточно неутешительна: пищевая промышленность является одной из наиболее криминализированных отраслей экономики. Причем нарушения служат предметом для расследований, как правило, в тех случаях, когда, скажем, отравившихся некачественной продукцией потребителей это волнует мало. Более разумным кажется пресечение подобных фактов до этого.
С другой стороны — об этом свидетельствует статистика судебных разбирательств — количество исков украинцев, которые отстаивают свои права (в том числе и потребительские), растет в государстве не по дням, а по часам. Зачастую по мелочам (к примеру, как в случае с овсяными хлопьями — окажись «агроном» не прав). Были факты и более примечательные — к примеру, обращение киевлянина, купившего телефон в одном из престижных магазинов столицы. Телефон (кстати, не мобильный), как оказалось, не работает по телефонной линии «412». Повторное обращение в магазин закончилось скандалом, но телефон покупателю поменять отказались: мол, на других же линиях он работает. Вот бедолага и ищет третейского судью в государственном комитете.
Комитет же все заявки принимает, полагая при этом, что законодательство защищает права потребителей в достаточной мере. Иллюстрируют такую ситуацию данными «оперативного» реагирования: 85% решений по обращениям и жалобам — в пользу потребителей (всего за 11 месяцев нынешнего года было принято около 3,5 тысячи заявок).
Трудность, видимо, заключается в другом. Невысокая покупательная способность населения делает приобретение низкокачественных товаров (в особенности — пищевых, легкой промышленности и т.д.) широкой практикой. А это формирует соответствующее предложение. И тут решить проблему, сколь оперативным бы ни было реагирование государства, очень сложно. Совсем не исключено, что масштабные поиски защиты потребителей в Комитете только «завалят» его просьбами и исками. Ужесточение принимаемых государством мер также, что абсолютно понятно, ни к чему хорошему не приведет: в худшем случае — некачественные обувь, жилкомуслуги, парфюмерия и т. д. только исчезнут с рынка предложения. Но отнюдь не с рынка спроса. Так что с проблемами англичан украинцы столкнутся явно не скоро.
Выпуск газеты №:
№223, (2002)Section
День Украины