Чтобы помнили
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061010/4173-2-2.jpg)
Известный российский актер Александр Филиппенко презентовал новый моноспектакль «Один день Ивана Денисовича».
...Каждая загубленная жизнь — это трагедия и срока давности она не имеет. В повести Солженицына автор рассказывает нам о трех главных жизненных уроках, которые необходимо усвоить. Урок смерти, урок жизни и урок памяти. Солженицын возвращает нам вкус добра, зла и человечности...
И Александр Филиппенко начал читать «Один день Ивана Денисовича». Сценография Давида Боровского (это последняя работа недавно умершего великого художника) минимальна и очень образна: карта «Архипелаг ГУЛАГ» с пометками о тысячах загубленных жизней в сталинских лагерях, черный табурет, на котором стоит зажженная свеча, котелок, а в бутылке от молока — ветка колючки. Все. Только голос актера и солженицынский текст. Буквально с первых фраз зрители забывают, что находятся на спектакле. Кажется, что мы все попали в зону, и Шухов, как отсидевший восемь лет (зек со стажем), вводит новоприбывших в курс лагерной жизни.
Сегодня Ивану Денисовичу нездоровится. Он впервые проспал побудку, а за это полагается наказание. Мечта поболеть и отлежаться в лазарете так и останется у него мечтой. Температура 37,2 0 мала для освобождения от работ, да и лимит больных (два человека) уже исчерпан. На дворе минус 270 , а у Шухова плюс 37,20 . Чья температура победит? Неторопливо Иван Денисович знакомит нас с порядками в лагере, начальством и его обитателями. У каждого заключенного свой срок и своя судьба. Кто из них выйдет на свободу? Как не сломаться и выжить, когда тебя почти за человека не считают? Мы, как и Иван Денисович, ощущаем леденящий ветер и холод, когда надсмотрщики заставляют раздеться арестантов на морозе; и вкус баланды с хлебом; и рука сжимается, держа шуховский мастерок, словно вместе с героем мы согреваемся в процессе работы...
Мы зримо видим Шухова в телогрейке, не замечая, что на самом деле на сцене стоит актер Филиппенко в черном современном костюме-тройке. Что это, магия театра, филигранное мастерство актера, гениальный текст Солженицина? Наверное, все вместе создают эту зримую картину. Странное дело, казалось бы повесть Солженицына ты знаешь, она прочитана еще в период советской перестройки, но рассказ Ивана Денисовича, воспроизведенный голосом Александра Филиппенко, заставляет волноваться, сопереживать, он вновь и вновь будоражит сердце. Хочется чтобы побыстрее этот день закончился, чтобы он хоть на чуть-чуть приблизил героя к освобождению. А сколько разных шуховых так и не вернулось домой? Именно по ним звонит колокол, чтобы мы помнили...
Выпуск газеты №:
№173, (2006)Section
День Украины