Перейти к основному содержанию

Деньги должны «идти» за ребенком

23 октября, 00:00

Начало темы на 1-й стр.

Наталья МАКСИМОВА, доктор психологических наук, председатель Комитета содействия защите прав ребенка:

— Далеко не все наши дети сегодня ходят в школу. Одни — по состоянию своего здоровья, другие — не хотят учиться, или взрослые принуждают их к другим видам деятельности. Последние составляют особую категорию, так называемую группу социального риска. К этой группе относятся бездомные дети и те, кого родители или воспитатели безуспешно пытаются заставить учиться. А ведь только через образование возможна ресоциализация этих детей. У человека без образования нет жизненных перспектив, и у него не останется другого пути, как войти в криминальные структуры. Образование дает возможность усваивать общечеловеческие ценности, возрождать тот потенциал, который эти дети получили еще при рождении.

Таким детям необходимо социальное сопровождение до их совершеннолетия. Если изменить принцип выделения государством денег на решение этой проблемы так, что деньги «пойдут» за ребенком, а не за организациями, то можно будет решить целый ряд назревших в этой сфере проблем. Интернаты сегодня переполнены, они несовершенны и по самой своей сути не в состоянии позитивно влиять на формирование личности ребенка, особенно его психики. Если бы эти деньги отдать опекунам, которыми могут быть и близкие родственники ребенка, то многие люди, имеющие желание помочь обездоленным детям, получили бы материальную возможность дать таким детям семьи. Сегодня же опекуны от государства получают мизерные суммы на содержание детей (около 40-50 грн.).

Следующим шагом может стать открытие специальных центров, где работали бы специалисты, способные руководить обучением и воспитанием таких детей. Тогда родители, дети которых не хотят учиться, точно бы знали, где они смогут получить квалифицированную помощь. Также есть необходимость и в создании специальных заведений для беспризорных детей. В Киеве, например, пока работает только один государственный приют, где, к сожалению, дети могут находиться только временно. Потом таких детей снова направляют в интернаты, откуда они убежали, — и откуда они снова со временем убегают. Учить их по стандартной программе невозможно, так как многие и в 15 лет еще не научились читать. Тут требуется индивидуальное обучение — новые методики, другие учебники, особые специалисты.

Школ для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, у которых эта проблема еще не привела к тяжелому заболеванию, в Украине пока тоже нет. В обычной школе эти дети уже не удерживаются. Они ведут себя так, что зачастую несут угрозу для здоровья других детей, а изымать их из семьи категорически противопоказано. Как правило, они остаются без образования, а когда совершат преступление, их уже определяют в соответствующие заведения — исправительно-трудовые колонии.

Для детей, зависимых от психотропных веществ, в Украине также отсутствуют специальные заведения. Считают, что это проблема касается только медиков. Ученые доказали, что зависимое поведение — это психолого-педагогическая проблема. Реабилитация может произойти только через образование и воспитание в специальных учебных заведениях, так как этих детей нужно отрывать от их пагубного окружения.

Нужны специальные школы и для трудновоспитуемых детей или детей с социально дезадаптированным поведением, то есть тех, кто просто отказывается учиться по различным причинам, кто убегает из дому, совершает мелкие кражи или, как говорили раньше, склонны к правонарушениям. Когда-то для них были специальные школы социальной реабилитации, сегодня в такие школы помещают только тех, кто совершил «взрослые» преступления и кому еще не исполнилось 14 лет. Для тех же, кто еще не совершил особого преступления, но в школу ходить не хочет, нужны специфические учебные заведения, со специфическим подходом педагогов к таким детям и инвариантными программами обучения. Сегодня у нас существует только две программы обучения для детей — общеобразовательная и вспомогательная (для тех, кто не в состоянии осваивать обычную). Для тех же, кто сильно отстал в учебе, нужна такая программа, по которой за короткий срок можно было бы ликвидировать отставание от сверстников. В мире разработан целый ряд методик для работы с такими детьми, а наши педагоги в своем большинстве о них даже не знают, потому что когда они учились в вузах, эти методики еще не были открыты, а книги, в которых об этом можно почитать, сегодня слишком дороги. Также в Украине нет ни одного учебного заведения, которое бы готовило педагогов для работы с детьми социального риска. Понятно, что это уже должно быть последипломным образованием для тех, кто имеет способности и желание для такой работы.

И еще один важный момент. Нужны варианты для определения судьбы проблемных детей и учет пожеланий ребенка в этом выборе. Сегодня мы таким детям можем предложить разве что интернат. Детские дома семейного типа либо фостерные семьи — это недостаточно развитые и отработанные системы, они не получили у нас должного развития из-за проблем в финансировании.

Имело бы смысл также создать национальную горячую телефонную линию (с коротким запоминающимся номером) для сигналов от детей и взрослых о том, что кто-то из наших маленьких граждан попал в беду, и специальную службу, которая бы своевременно поспешила на помощь.

P.S. Очевидно, идея национальной горячей телефонной линии для детей заслуживает внимания Госкомитета по делам семьи и молодежи и, возможно, Министерства образования.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать