Перейти к основному содержанию

Детский сад

Взрослый луганский опыт
06 августа, 19:54

Лет 10 назад казалось, что довольно стройная система организованного дошкольного воспитания, в советское время дававшая, несмотря на ее понятную заиделогизированность, неплохой образовательный старт, окончательно разрушена. Сначала дошкольные учреждения почти перестали финансироваться, и родители помнят, как в конце 80-х носили в детсады крупы и сахар, мыло и моющие средства, а постельное белье носили стирать домой. После распада СССР, когда наступило время определенного общественного хаоса, эта система и вовсе стала стремительно разрушаться. Детских садов становилось все меньше, их закрывали, размещали в их зданиях пенсионные фонды и налоговые инспекции.

Многие семьи перестали вообще водить детей в сад. Тому был целый ряд демографических причин, как позитивных, так и негативных. С одной стороны, была увеличена продолжительность оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Это позволило мамам воспитывать детей самостоятельно. С другой — началась безработица, снизился материальный уровень семей, многим семьям стало нечем платить за детский сад. Все это привело к тому, что потребность в дошкольных детских учреждениях стала стремительно снижаться.

Закрыта значительная часть ведомственных детсадов, но сеть коммунальных детских учреждений удалось сохранить. Сегодня в Луганской области работает 611 детсадов, и это ровно половина того, что было 10 лет назад. «Да, приток детей в сады явно увеличился. И все же имеющаяся сеть пока полностью удовлетворяет реальную потребность в подобных учреждениях. Группы на 95% укомплектованы, и очереди нет. Сейчас как раз ситуация вполне благоприятна, — уверена Любовь Кившарь, главный специалист отдела дошкольного образования Управления образования и науки Луганской облгосадминистрации. — С 2002 года у нас в области прекратилось безосновательное закрытие учреждений, которое имело место ранее. Cитуация не дошла до критической точки».

Сегодня вполне состоятельные родители, имеющие средства на гувернерское воспитание или частный детский сад, где и группы поменьше, и питание получше, и оборудование посовременнее, зачастую предпочитают доверить своего ребенка педагогам обычного сада, где, как показывает практика, наряду с получением вполне достойного дошкольного образования ребенок приобретает и неоценимый социальный опыт. «Не менее важно то, что малыш учится работать и жить в коллективе, у него формируются коммуникативные навыки, развивается эмоционально-волевая сфера, и это, может быть, даже важнее, чем приобретение сугубо учебных умений. Ведь в школе детей не разделяют на «домашних» и «детсадовских». Они все попадают в один класс. И учитель должен определенное время, иногда до полугода, преодолевать различия как в подготовленности детей по знаниям и навыкам, так и по коммуникативным умениям», — подчеркивает Любовь Кившарь.

Частных детских садов в Луганске 20. Практически в каждом из них родителям обещают, как выразилась методист одного из них, «очень-очень индивидуальный подход». Заключается он в составлении рациона питания для каждого воспитанника в отдельности, выборе индивидуальных обучающих программ в соответствии с уровнем способностей и возможностей, предоставлении услуг врача и психолога, оздоровительных программ; многие также предлагают занятия хореографией, иностранным языком. Стоит такой комплекс услуг немало — от 350 до 600 гривен в месяц. Следует отметить, что узнать более точные расценки весьма непросто: как правило, в ответ слышишь многозначительное: «Это зависит…» Отзывы родителей приходится слышать самые разные — от восторженных («Идеальный уход, к моему ребенку относятся, как к родному, учитывают его диатез, его сложный характер. Он просто рвется в детсад») до более чем прохладных («Никто нам рацион отдельно не составлял, да и группа была слишком большой для таких денег. В общем, я не в восторге»).

Для тех, кто все же по разным причинам не посещает детский сад, предусмотрены специальные группы подготовки к школе. Эта услуга бесплатная, и ее предоставление предусмотрено законом, который определяет, что с пятилетнего возраста каждый ребенок должен начинать подготовку к школе. На таких занятиях дается определенный уровень знаний, идет выработка навыков общения в коллективе.

Сегодня практически каждая семья в состоянии оплачивать пребывание ребенка в детсаду. Оплата составляет 50% от стоимости питания в городской местности и 30% — в сельской. Это определено законом и касается как коммунальных учреждений, так и ведомственных. Суммы получаются небольшие — в среднем, от 25 до 40 грн. в месяц. Многие детсады закупают продукты централизованно, по оптовым ценам, и это позволяет сэкономить. Статьи финансирования по оплате питания детей, труда персонала и энергоносителей являются защищенными, на них перечисляются средства из госбюджета. Остальные затраты — на закупку инвентаря, оборудования, на ремонт и прочее, ложатся на местные бюджеты. В Луганской области самый острый период недофинансирования самых неотложных нужд детских садов, пожалуй, остался позади. Сегодня увеличилось финансирование текущих и капитальных ремонтов. Целевым назначением выделяются средства на проведение особенно сложных реконструкций зданий детских дошкольных учреждений.

Однако, как бы ни были важны проблемы материально-финансового свойства, главным в дошкольном воспитании и образовании является его содержание. Родители, предпочитающее домашнее воспитание, даже не гувернерское, а традиционное «бабушкино», мотивируют свой выбор тем, что в саду ребенок подвергается некому психологическому насилию, диктату взрослых и давлению коллектива. Ирина Петренко, психолог одного из детских садов Луганска, уверена, что сегодня их опасения напрасны: «Мы в последние годы ушли от принятых в советское время стандартов, когда были четко установленные часы занятий, жестко регламентированные и формализованные уроки. Сейчас процесс обучения в детсадах идет непрерывно. Государственные стандарты требуют творческого подхода, личностно ориентированного обучения. Мы стараемся вырабатывать у детей потребности (и это ключевое слово) познавать себя, других людей и природу, потребности творить, трудиться, учиться, быть здоровым, добрым и красивым, проявлять себя, самореализовываться. Ребенок начинает сам ставить перед собой интеллектуальные задачи в поисковом своем поведении, а воспитатель его ненавязчиво направляет».

Не навязывать, а вести за собой ребенка согласно его потребностям — такой сегодня видят свою задачу педагоги, и это — революция в нашем дошкольном образовании. Модель творческого поискового обучения принята системой дошкольного образования области. «Наши специалисты — люди увлеченные. Многие из них пережили и безвременье, и безработицу, и задержки зарплаты, но остались работать в нашей системе. Сегодня среди дошкольных воспитателей Луганщины уже нет случайных людей. Два педагогических училища и педуниверситет имеют всю необходимую методическую базу, выпускают хорошо подготовленных специалистов, которые проходят практику в детских дошкольных учреждениях. Часто бывает так, что молодая девушка идет в педучилище без особой охоты и осознания сути будущей работы, но в ходе практики становится настоящим энтузиастом своего дела, работает очень интересно, творчески. Зарплата, конечно, невысокая, до 300 гривен, но желающих трудиться в профессии дошкольного педагога достаточно, и это подготовленные кадры», — говорит Любовь Кившарь.

Конференции, семинары, методические занятия — все это позволяет все время быть в курсе современных педагогических концепций, требований. Весной в Луганске проводилась Всеукраинская конференция по дошкольному образованию. Область была выбрана для проведения научно-практического семинара-конференции не случайно. Специалисты из Министерства образования и науки изучали опыт Луганщины и пришли к выводу, что он интересен для всей страны, и луганским педагогам есть чем поделиться. Очень понравилась, в частности, система укрепления здоровья детей, закаливания. К конференции была издана книжка, в которой обобщен луганский опыт, показаны конкретные разработки, подходы, методики. Она вызвала огромный интерес у участников конференции. По сей день в управление звонят из разных областей Украины с просьбой прислать хотя бы несколько экземпляров. Любовь Кившарь считает, однако, что предела совершенствованию нет, и система должна и будет развиваться: «Мы хотим наладить еще более энергичный обмен опытом с коллегами. Решили организовать цикл семинаров для наших областных специалистов. Много работаем с родителями дошкольников. Работают родительские комитеты, проводятся собрания. В селах вообще каждый утренник в детсаду — это общий праздник для всех. Хочется, чтобы эта традиция не прерывалась».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать