Перейти к основному содержанию

Днепропетровские сироты выбирают... суицид

Почти полтора месяца чиновники от отечественного образования скрывали серию суицидов среди учащихся Днепропетровского учебно-производственного центра №2
18 июля, 19:49

Здесь обучаются дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, и дети-инвалиды, многие из которых имеют недостатки психического развития. Информация о самоубийствах стала достоянием гласности почти случайно — первыми ее обнародовали журналисты, что вызвало немалый переполох в органах местной власти. Подробности происшедшего до сих пор остаются «тайной за семью печатями», поскольку днепропетровская прокуратура, с большим опозданием узнавшая о ЧП, ограничивается общими словами и оценками, а самих учащихся ДУПЦ №2 уже развезли по летним лагерям. Как говорят, во избежание новых случаев суицида...

Тем не менее, как стало известно из неофициальных источников, все началось 22 мая сего года, когда в доме у своих родственников в Верхнеднепровске повесился 18-летний Петр, проигравший большую сумму денег в игральных автоматах. Юноша тщетно пытался собрать необходимую сумму и вернуть долги, а когда решился на самоубийство, оставил записку, полную слов отчаяния. Вслед за ним, попыталась уйти из жизни его девушка, также учащаяся ДУПЦ №2. Она вскрыла вены в день похорон, когда на поминках услышала обвинения в свой адрес от сестры погибшего. К счастью, 18 летнюю Людмилу спасли врачи. Темне менее, уже на следующий день, друг погибшего по имени Сергей повесился возле общежития. Как рассказывают, в посмертной записке он пояснил свой поступок угрызениями совести и безысходностью, которая окружала его в жизни. Еще через два дня, 27 мая, из окна общежития выбросился 17 летний Александр, которого «скорая» отвезла в областную больницу имени Мечникова. В общежитии говорят, что юноша был в состоянии алкогольного опьянения, а уцелел после падения с пятого этажа лишь потому, что упал на дерево. Воспитатели и педагоги убеждают, что их вины в череде трагических происшествий, по сути, нет. За свою ставку в 500 гривен они и так делают все возможное, чтобы охватить заботой и вниманием вверенных им детей. При этом они отмечают, что больше половины учащихся — из неблагополучных семей, из детдомов или подростки с ограниченными возможностями, в том числе, и с различными психическими расстройствами. Контролировать их зачастую сложно, а порой и просто невозможно.

Между тем, правоохранительные органы, проводившие комплексную проверку в учебном заведении, буквально в течение нескольких дней пришли к определенным выводам. Как заявил на пресс-конференции начальник следственного управления прокуратуры Днепропетровской области Александр Чередник, должностные лица ДУПЦ №2 «не уделяли должного внимания социальному становлению и развитию учащихся и не создавали соответствующего психологического климата для них». Так, по данным прокуратуры, в учебном заведении вместо двух штатных психологов фактически работал один, да и тот с техническим образованием — специалист по электроснабжению промышленных предприятий. Кроме того, выяснилось, что, по вине местных чиновников, 100 учащимся, нуждающимся в опеке и заботе, до сих пор не назначены опекуны. В то время, как детям-сиротам необходимы материальные средства, казначейство Бабушкинского района Днепропетровска до сих пор не обеспечило их одноразовой денежной помощью на приобретение одежды и обуви в размере 100 тысяч гривен. Кроме того, 11 предприятий, на которых трудились подростки, не спешили выплачивать им заработанные деньги, а одно из них вообще «забыло» включить соответствующий пункт в договор. По мнению сотрудников прокуратуры, такая обстановка способствовала установлению настроений безысходности среди учащихся и подталкивала их к суициду.

В результате проверки прокуратура Красногвардейского района Днепропетровска возбудила уголовное дело по признакам ненадлежащего выполнения должностных обязанностей по охране жизни и здоровья несовершеннолетних. По словам А. Чередника, его подчиненными уже допрошены свидетели, изъяты личные дела потерпевших, должностные документы сотрудников учебно- производственного центра, ведутся необходимые действия по установлению круга лиц, причастных к совершению преступления и условий, которые ему способствовали. Сотрудники прокуратуры подготовили также информацию главе Днепропетровской облгосадминистрации о неполном соответствии занимаемым должностям начальника областного управления образования и одного из его заместителей, которые, кстати, были назначены на волне «оранжевой революции». В свою очередь последние ходатайствуют об увольнении директора ДУПЦ №2 и руководителя областного методического центра профтехучилищ.

Директор учебно-производственного центра Виктор Кривозуб говорит, что главная беда заключается в слабом государственном финансировании и обеспечении подобных учебных заведений. «Мы взвалили на свои плечи, — поясняет он, — непосильную ношу. Ведь у нас должны быть не только психологи, но и психотерапевты. А вместо этого есть один лишь фельдшер». На своей должности нынешний директор трудится почти тридцать лет. Практически все отзываются о нем как о профессионале, который душой болеет за вверенное ему дело. При этом многие признают горькую правоту его слов, отмечая, что в нынешних условиях и состоянии системы профтехобразования он и его коллеги «бьются, как рыба об лед».

КОММЕНТАРИЙ

Лариса КРЯЧКО, заместитель директора Департамента профессионального технического образования Министерства образования и науки Украины:

— На сегодняшний день в Украине действует 930 государственных профессионально- технических заведений, в которых преподают 49 тысяч педагогических сотрудников. По предварительным данным, профессионально- технические училища обеспечены кадрами на 86%. В основном возникает проблема с мастерами производственного обучения. Как правило — из-за низкой зарплаты. Проблемы, с которыми сталкивается современное профтехобразование — это старение кадров и необходимость повышения их научно-технического потенциала. Недавно этот вопрос поднимал на заседании правительства министр Станислав Николаенко. Нынче во всех заведениях работает 429 практических психологов, 128 социальных педагогов и 697 методистов. Эти службы очень важны для жизнедеятельности училищ... В связи с случаем, произошедшим в Днепропетровске, мы обязали управление образования Днепропетровской области провести служебное расследование: сейчас там работают специалисты из нашего департамента, государственной инспекции, психологические службы и представители других ведомств. Этот случай требует тщательного изучения. Поэтому говорить о каких-то выводах еще рановато. Сейчас можно только сказать, что очень опасно допускать такую концентрацию учеников в одном учебном заведении. А в данном заведении училось 860 учеников, из которых около 250 были сиротами и 174 — с ограниченными возможностями. То есть, у половины учеников были непростые судьбы и характеры. Это — большая психологическая нагрузка на все учебное заведение — преподавателей и учеников. Теперь наша задача — сделать правильные выводы и не допустить «цепной» реакции в других учебных заведениях (не только средних профессиональных), поскольку сегодня самоубийства в Украине среди подростков и молодежи очень распространены.

Как рассказали «Дню» в Государственной социальной службе, наибольшей проблемой детей-сирот, которые учатся в любых заведениях, является неумение общаться, замкнутость, а занятия они посещают — лишь бы посещать, поскольку знают, что отчислить их никто не имеет права.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать