Перейти к основному содержанию

«Домашние радости» московских гастролеров за киевский счет

06 февраля, 00:00

Позволю себе напомнить один старый «французский» анекдот. Нищий много лет сидел на одном и том же углу улицы и каждый месяц получал одну и ту же сумму от клерка, подававшего его в день зарплаты. И вот однажды привычная сумма оказалась уменьшенной вдвое по весьма прозаической причине: клерк женился. В ответ нищий недоуменно восклицает: «Мсье, я не понимаю, почему я должен содержать вашу семью?!»

Я вспомнила этот анекдот, сидя в зале Театра русской драмы на спектакле «Венецианский купец» в версии А. Житинкина и Театра им. Моссовета. На сцене шло своим чередом какое-то действо в весьма условных декорациях, призванных одновременно изобразить венецианскую лагуну и подвал Шейлока. М. Казаков как всегда великолепно читал стихотворные тексты В. Шекспира, остальные актеры старательно изображали классический сюжет, педалируя «еврейскую тему».

Хотелось уйти, потому что было скучно и даже, можно сказать, привычно скучно. Останавливало то ли уважение к театру как таковому, то ли многолетняя привычка досматривать любой спектакль до конца. И потом, память услужливо возвращала к недавно виденной постановке антрепризы М. Казакова «Играем Стинбера» по Ф. Дюрренматту. Мэтр русского театра в качестве режиссера явно уступал М. Казакова-актеру, проигрывая сражение на всех фронтах. Да, и антрепризный спектакль, явно сделанный «на вывоз», просто глупо было сравнивать с репертуарной постановкой Театра им. Моссовета.

Новый театральный сезон и увиденные конкретные спектакли-гастролеры сделали для меня отчетливой одну общую тенденцию: если уж из двух несомненных «зол» выбирать меньшее, то покупать всегда в таких случаях дорогой билет и идти смотреть можно только репертуарные постановки. И ни в коем разе не тратить время и деньги на антрепризы, поскольку ждать здесь хоть чего-нибудь эстетически положительного не приходится.

Помню, как в позапрошлом сезоне, не найдя ни одного мало- мальски толкового слова, чтобы оценить «Горе от ума» Олега Меньшикова, все же надеялась, что это, возможно, первый блин комом. Надеялась ровно до той поры, пока не увидела его «Кухню». Увидела... и враз надеяться перестала. И в то же время, хоть сердце и щемило слегка по старому и славному БДТ, и понятно было, что Н. Саймон и В. Гуркин — чистая дань времени, но все же перед нами был настоящий театр и настоящие спектакли. Настоящие в том смысле, что тексты ролей актеры в них выучили явно не в поезде «Москва — Киев», декорации подобрали не из запасов арендованного театра, а мизансцены расставили не по приезду на место. Все же действа, сделанные в условиях антрепризы, оставляют именно такое впечатление, к примеру, «Любовь и голуби» с П. Джигарханяном и И. Розановой.

Конечно и, увы, те репертуарные спектакли московских театров, которые видит киевский зритель, отнюдь не из лучших. Отчасти потому, что выбирают их из общего числа премьер (да, теперь уже премьер!) люди, часто далекие от искусства сцены и культуры вообще. Для них, как известно, гастроли — еще один вид бизнеса, не более. Редко за него берутся вчерашние театральные администраторы. Тогда на киевской сцене идут спектакли уровня «Кукольного дома» Театра им. В. Маяковского. Продуманная и психологически мотивированная режиссура Л. Хейфеца, «работающая» сценография Ю. Устинова, точные и выразительные образы-портреты героев и героинь Е. Симоновой, Э. Виторгана, Ю. Кашинцева.

А отчасти это и наша с вами вина: ведь за прошедшие 5 — 6 лет все, связанные с гастрольной деятельностью, твердо усвоили — киевский зритель идет «на лица». Не столь важно, что и как эти «лица» играют, важно, чтобы они были. Значит, что хотели, то и получили. И не нужно сетовать на отчаянную содержательную и эстетическую бедность «Вечера памяти Ф. Раневской». Шли, ведь, кто на Е. Камбурову, кто на М. Неелову, ну а, может, кто-то и на В. Вульфа. Все перечисленные на сцену вышли, значит, устроители свои обязательства хоть и с опозданием на полмесяца, но выполнили. А большего никто и не обещал...

Безусловно, неладно что-то и в московском театральном мире. Наблюдается явное несовпадение режиссерских и актерских пристрастий. То есть режиссеры-лидеры сегодня работают с актерами нового, более молодого поколения, которое выросло и пришло на сцену уже в отсутствие единого советского пространства и общего кинематографа и телевидения в нем. Те же немногие исполнители, которые «засветились» в популярных уже в СНГ телесериалах и редких фильмах, как, скажем, В. Певцов или А. Домогаров, у серьезной театральной режиссуры не в чести. И спектакль Театра Луны «Ночь нежна» лишнее тому подтверждение. Выходит, если мы хотим видеть на сцене полноценные спектакли, то голосовать своим кошельком мы в каждом случае должны не за «домашние радости» московских актеров, а за себя самих, за свое достоинство зрителя. И тогда никакой «нищий», пусть и старый приятель, не потребует, чтобы вместо собственной жены мы содержали его.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать