Дороги-убийцы
Качество украинских «автобанов» способствовало 4823 авариям за 5 месяцев![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000614/4105-2-1_0.jpg)
« Господи, — сокрушался знакомый автолюбитель, употребив при этом несколько непечатных выражений, — до каких же пор нас будет преследовать знаменитое выражение классика о дураках и дорогах?» Помнится, его в буквальном смысле потрясла объездная дорога, огибавшая провинциальный городок Гайсин Винницкой области. В Киев он попытался вернуться через город, но гайсинчане праздновали День Победы, и ужас «транзита» ему пришлось пережить дважды.
Увы, дорожники и рады бы избавить владельцев транспортных средств от страданий, но им катастрофически не хватает денег. Как сообщил «Дню» замначальника отдела надзора за перевозкой опасных грузов и состоянием дорог Управления ГАИ МВД Украины Евгений Кравченко, с января, когда был принят закон о финансировании дорожного хозяйства, по март этого года все подразделения ответственной за содержание дорог корпорации «Укравтодор» по этой причине не работали. Так что вся колесно-транспортная рать (включая мотоциклы и прицепы), насчитывающая примерно 9 млн. «лошадей», была лишена трогательной заботы дорожных рабочих.
Между тем за 5 месяцев, по словам Е. Кравченко, произошло 4823 аварии, сопутствующими причинами которых наряду с прочими являлись неблагоприятные дорожные условия. В результате ДТП погиб 651 человек, травмировано 5394. Больше всего нареканий водителей вызывают «ямочность» дорожного покрытия, неряшливая, а то и отсутствующая разметка и указатели направления движения. Бывает, что владельцы транспорта подают в суд на «хозяев» дорог, но до привлечения их к уголовной ответственности дело не доходит. За все хозяйство дорог общего пользования отвечает Украинская государственная корпорация по строительству, ремонту и содержанию автодорог (Укравтодор), а в городах — местные администрации. Кстати, как отметил Е. Кравченко, ГАИ более двух лет пытается ввести на дорогах первой категории (с разделительной полосой) скорость 110 км/час, (правилами разрешены 90 км/час). Однако их владелец «Укравтодор» противится этому, так как не может обеспечить надежную эксплуатацию дорог.
«Существуют три типа дорог: общего пользования, протяженностью 168 тысяч 700 км, находящиеся в нашем ведении, внутренне-городские и сельские, ведомственные, — рассказал «Дню» начальник научно- технического управления «Укравтодора» Министерства транспорта Украины Федор Гончаренко. — Ранее действовавший дорожный сбор в размере 1,2% от объемов выработанной продукции с первого января отменен. В нынешнем году из бюджета планируется выделить на содержание дорог ориентировочно 860 млн. грн., что составляет 20% от необходимой суммы. Платные дороги мы пока не «потянем», а доходы от платы за транзитный проезд зарубежных автомобилей — миллионов 10 — погоды не делают».
Дорог первой категории, приближенных к европейским стандартам и рассчитанных на скорость 150 км/час, в Украине, по словам Ф. Гончаренко, примерно 2 тыс. км. Однако отвести душу и прокатиться с ветерком правила позволяют лишь на отрезке автомагистрали Киев — Борисполь. По закону, подчеркнул он, 90% от денежных сборов «за техосмотр» должны направляться на ремонт и содержание «кровеносных сосудов экономики». «Мы пытались влиять на регионы, в которых «наши» средства распределяются, — сказал он. — Но главы обладминистраций отвечают на это: «А вы бы хотели, чтобы мы школы и больницы позакрывали?».
У дорог, доставшихся в наследство от советских методов хозяйствования, — конструкция очень слабенькая, и потому дорожники укрепляют их «мощность» и долговечность, наращивая дополнительный слой асфальтобетона толщиной 5–7 см. Они уже не гонятся за количеством и делают упор на качестве, применяя американские полимеры и российские битумы. В нынешнем году запланировано построить около 300 км таких дорог государственного значения. И все же даже при условии достаточного финансирования, как считает Ф. Гончаренко, необходимо не менее 5 лет, чтобы привести сеть дорог в порядок. «А сколько же — при существующем финансировании? — полюбопытствовал корреспондент «Дня». «Боюсь, что через десять лет, — ответил Ф. Гончаренко, — мы можем совсем... остаться без дорог».
Выпуск газеты №:
№105, (2000)Section
День Украины