Экстрим в «Норме»
В Киеве состоялось первопрочтение итальянской классики![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071224/4226-2-4.jpg)
Невероятно, но факт: впервые коллектив Национальной оперы Украины обратился к шедевру мировой сцены — лирической трагедии «Норма» Винченцо Беллини. Постановку оперы осуществили: режиссер Анатолий Соловьяненко, дирижер Николай Дядюра, хормейстер Лев Венедиктов, сценография — Андрея Злобина, костюмы — Анны Ипатьевой, балетмейстер — Анико Рехвиашвили, а также хор и оркестр Национальной оперы. В главных партиях выступили: Виктория Ченская (Норма), Александр Гурец (Поллион), Татьяна Пименова (Адальжиза), Сергей Магера (Оровезо), Александр Дяченко (Флавий) и Татьяна Харузова (Клотильда). Именно эта команда рассказала зрителям трагическую историю периода жестоких завоеваний галлов воинами Римской республики. В основу сюжета либреттист Феличе Романи положил роман «Норма» Л.-А. Суме и М. Бельмонте, повествующий о жрице друидов, родившей от римского проконсула в Галлии детей. Неожиданно она узнает, что ее супруг тяготится их союзом и у нее появилась счастливая соперница — молодая жрица Адальжиза. Ослепленная ревностью, Норма пытается убить сыновей и таким образом отомстить за неверность любимому, но материнское чувство побеждает, а свою вину Норма искупает смертью, взойдя на костер вместе с Поллионом, чтобы предотвратить кровавое пламя войны...
В этой опере бушуют страсти: любовь, коварство, месть, прозрение, жертвенность, а лирические сцены тесно переплелись с патриотическими мотивами. Эти, казалось бы, полярные темы сумел блестяще воплотить в своей полифонической музыке Беллини. Хотя композитор признавался, что опера рождалась непросто. Например, каватину Нормы, которую музыковеды называют «образцом мелодизма и классикой бельканто» маэстро переписывал восемь раз! Но в итоге у композитора получился действительно шедевр, и уже 176 лет «Норма» триумфально идет на многих сценах мира, а отныне она «прописалась» и в Киеве...
После премьеры у публики осталось двойственное чувство. С одной стороны, замечательно, что к лучшим образцам оперной классики отныне могут приобщиться украинские меломаны. А с другой стороны, говорить о победе постановочной команды все же не приходится.
К плюсам постановки следует отнести дерзость молодежи театра, взявшуюся за сложнейшее произведение Беллини. В целом с партией Нормы (в вокальном плане) Виктория Ченская справилась, хотя актрисе можно предъявить претензии в том, что, сосредоточившись на пении, она мало уделила внимания драматической стороне раскрытия исполняемого ею образа. Но потенциал у этой молодой и талантливой певицы есть. Пока же ее Норме не хватает экспрессии и артистизма, а как только Виктория поймет, что голос ее не подводит, и сосредоточится на драматической части создаваемого образа, то все у певицы получится. Следует заметить, что Ченская достойно вышла из экстремальной ситуации: исполняя каватину, она не растерялась и продолжала петь, когда, не выдержав щелчков фотокамер, сидящий в зале как зритель дирижер Иван Гамкало поднялся с места и сделал внушение беспардонному журналисту, мешающему выступать артистам и публике слушать оперу. Виктория вызвала овации зрителей. Фактически, благодаря Ченской спектакль удалось вытянуть. Неплохо справился с ролью верховного жреца и отца Нормы Сергей Магера, а вот остальные певцы подошли к созданию своих образов довольно схематично.
К минусам спектакля можно отнести громоздкие декорации, занявшие половину сцены, и костюмы вне эпохи. Кстати, когда в первом акте несколько минут менялись декорации для второй картины, часть публики, решив, что это антракт, вышла из зала и, к слову сказать, так больше и не вернулась. Постановка вышла статичной (артисты выходили, пели и уходили за кулисы), поэтому в итоге получился некий костюмированный концертный вариант оперы. Впрочем, в финале, зрители кричали «Браво!» — ведь музыка Беллини действительно была прекрасной, волнующей и незабываемой.
«Итальянская опера очень близка нашей украинской вокальной школе, — подчеркнул театровед Юрий Станишевский, — и недаром среди наших певцов были блистательные исполнители именно итальянского репертуара. «Норма» — одно из сложнейших произведений. В ней вокальными и музыкальными красками созданы характеры спектакля, а это очень сложно воплощать на сцене так, чтобы полностью раскрыть многоспектровый смысл наполненного драматизма произведения. Можно вспомнить, что немало выдающихся певцов пытались взять этот высокий творческий рубеж. Среди них были и мастера вокала, но не всем эта опера Беллини оказалась по силам — может, поэтому так долго в Киеве не брались за постановку данного произведения. Я вспоминаю гастроли Молдавской оперы в период расцвета творчества Марии Биешу, показавшей в нашей столице «Норму»: это было замечательно! Но время идет. Сегодня опера модернизируется и препарируется, часто превращаясь в спектакли с современными персонажами (в костюмах, декорациях); купируется первоисточник — т. е. классика стала объектом эксперимента. Причем эти новые прочтения захлестнули самые престижные сцены мира. Для меня важно то, что наш театр уважительно отнесся к классике. Этот спектакль презентует молодежь. Опера «Норма» особенно сложна для певицы, исполняющей главную партию. Ведь нужно передать массу эмоциональных переживаний, контрастов образа. Я считаю, что Виктория Ченская справилась с ролью и в основном передала разные акценты: от страсти до лиризма. Она позиционно и интонационно точно пела. Мне понравились ансамбли. А вот Александру Гурцу, как мне кажется, не хватило богатства оттенков, тембровых нюансов и красок в передаче партии Поллиона. Мне показалось, что он пел несколько однообразно.
По-моему, Андрей Злобин и Анна Ипатьева подошли к сценографии постановки с фантазией. Хотя оформление спектакля получилось громоздким, можно было бы сделать декорации более «прозрачными» — так, как диктует сама музыка Беллини. Несколько сгущал краски дирижер Николай Дядюра, оркестранты порой заглушали певцов, а хотелось услышать больше «пиано» и музыкальные нюансы... Спектакль действительно статичный, в нем фронтальные мизансцены, и Анатолий Соловьяненко пытался музыкальным фразам найти некое режиссерское решение...
Знаете, поставить «Норму» в Киеве давно хотели, но все что- то мешало... Жаль, конечно, что раньше театр не брался за эту оперу. Могли бы блестяще спеть Норму Гизела Ципола или Светлана Добронравова, но в 1970— 1980-е годы у нас считали, что нельзя ставить много итальянских опер... Хорошо, что те запреты ушли в прошлое, а наша публика теперь имеет возможность слушать лучшие образцы мировой оперной классики. Надеюсь, что спектакль постепенно наберет обороты, уйдут шероховатости. Уверен, что этот спектакль ждет долгая и счастливая сценическая жизнь. Он украсит не только киевскую, но и гастрольную афишу театра.»
Выпуск газеты №:
№226, (2007)Section
День Украины