Перейти к основному содержанию

Еще одна волынская Богородица вернулась к людям

Экспозицию Музея волынской иконы пополнили отреставрированные образы
17 мая, 10:42
«БОГОРОДИЦА ОДИГИТРИЯ» ИЗ РУДКИ-КОЗИНСКОЙ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Экспозицию Музея волынской иконы пополнили отреставрированные образы, которые принадлежат кисти неизвестного, но самобытного волынского мастера, и были 24 года назад переданы будущим митрополитом Волынским и Луцким Нифонтом из храма в селе Рудка-Козинская.

Эти иконы очень долго ждали своей реставрации, но, если бы не владыка Нифонт (тогда молодой священник, монах, настоятель церкви в Рудке-Козинской), мы могли бы их потерять навсегда. Татьяна Елисеева, нынешняя заведующая Музеем волынской иконы, была участницей тех первых научных экспедиций, которые во времена богоборства в закрытых волынских церквях инвентаризировали и спасали, забирая в краеведческие музеи, не просто тысячи святых образов, а часто и бесценные достопримечательности искусства. И именно эти находки в будущем стали основой богатейшей экспозиции нынешнего Музея волынской иконы. Вот и этим иконам, которые недавно возвращены из годичной реставрации во Львовском филиале Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, уже почти 300 лет, специалисты датируют их концом XVIII века.

Самобытное искусство провинциального художника поражает и авторским почерком, и яркими насыщенными красками, богатством золота и серебра и больше всего — мягкими и добродушными ликами святых, радостью от будущего воскресения, веры в него. Эти иконы, изувеченные временем и людьми, были заброшены на чердак старого храма, и сегодня владыка Нифонт вспоминает, как болела за них его душа, но он не был ни иконописцем, ни реставратором. Поэтому и отдал их, положившись на Божью волю и провидение, в музей, хотя икон тогда вообще не выставляли в экспозиции, музея иконы еще не было и в проекте.

Теперь в фондах Музея волынской иконы есть еще две, кроме этих четырех, иконы из Свято-Троицкого храма села Рудка-Козинская. Это «Моление», выставленное в экспозиции, и «Неувядающий цвет», которую реставрирует Анатолий Квасюк. Оба образа — киевской школы, киевской традиции. А выставленные в настоящее время — сугубо волынская школа. Работы с авторским почерком, написаны человеком глубоко верующей, и музейщики собираются исследовать, нет ли еще где работ этого же автора. Иконы «Христос Вседержитель», «Богородица Одигитрия», «Святой Николай» и «Новозаветная Троица» были написаны, вероятнее всего, именно для Троицкого храма, который построен в 1786 году, в то же время к которому относят и написание самих икон. Поэтому иконы, спасенные владыкой Нифонтом, сохранены в фондах музея и выставлены в настоящее время на обозрение, стали открытием еще одной неизвестной страницы из истории волынской иконописи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать