«Эти тексты оказались для детей живыми и понятными»
О работе Библиотеки «Дня» в учебных заведениях Волыни![](/sites/default/files/main/articles/27042017/9lokachi.jpg)
Дни «Дня» в городах Украины — это всегда возможность и благотворителям приобщиться к интеллектуальным проектам газеты. Год назад в Луцке во время открытия в библиотеке Восточноевропейского национального университета имени ЛесиУкраинки XVII Международной фотовыставки «День»-2015» при участии главного редактора Ларисы Ившиной, Владимир Цибульский, генеральный директор АО «СКФ Украина» и один из основателей благотворительного фонда «Волынь-2014», передал библиотекарям школ Луцка и Луцкого района несколько сотен книжных изданий «Дня» —52 комплекта. Фонд был создан для поддержки украинской армии, но благотворители считают своим долгом поддерживать издание, которое, отметил Владимир Цибульский, «воспитывает патриотизм и национальное самосознание».
Школы Луцкого района получили бестселлеры «Сила м’якого знака», «Україна Incognita», «Ваші мертві вибрали мене», «Мої університети», «Україна Incognita. TOP-25» на английском языке (2016 год в государстве был объявлен годом английского языка, поэтому благотворители хотели, чтобы дети изучали иностранный язык на материале родной истории), фотоальманах «Живая история». Лучане — все то же самое, кроме «Сили м’якого знака». Ею (как и многими другими книжными изданиями «Дня») школы и библиотеки города уже обеспечил Фонд Игоря Палицы «Тільки разом!».
«Так нужно жить и мечтать» (фоторепортаж)
В эту пятницу традиционный марафон дарения книг «Дня» продолжится: при поддержке благотворительного фонда «Волынь-2014» и народного депутата Ирины Констанкевич школы Луцка и района получат новинку «Сестра моя, Софія...» и испытанные временем «Екстракти».
Как же «работают» эти издания? Воспринимают ли их в ученических аудиториях? Стали ли они помощниками и советчиками педагогов? Услышать ответы хотелось преимущественно от представителей волынского села: библиотек и школ. Потому что, как метко высказался во время одной презентации книжной новинки «Дня» в Луцке Виталий ЛЕСИК, председатель секретариата Волынского областного отделения Всеукраинского объединения ветеранов, «нация — она же формируется и в маленьких селах. Не все приедут на выставку. Но если газета «День» будет в библиотеке каждой сельской школы Украины, то и Украина состоится как государство».
«НАСЛАЖДАЕМСЯ ЭТИМ ДОСТИЖЕНИЕМ И АКТИВНО ЕГО ИСПОЛЬЗУЕМ»
Алла ШЕВЧУК, библиотекарь Воютинской общеобразовательной школы I—III степени (Луцкий район):
— Книжки от «Дня» выставлены у нас на отдельном стенде. Мы не просто наслаждаемся этим достижением, но и активно его используем. К сожалению, школьные библиотеки сейчас получают крайне мало литературы для пополнения своих фондов. Выкручиваемся подарками и тем, что сдают макулатуру и зарабатывают себе на новые книжки. Еще я внедрила акцию «Подари библиотеке книгу!» — когда фонд пополняют сами дети, принося книжку из дома. Но подарки ведь разными бывают. Получили недавно 90 книг, но передала их одна из религиозных организаций, есть даже детские книжечки, но эта литература, не секрет, определенного направления... А нам бы в сельскую школу — побольше такой литературы, как Библиотека газеты «День». Книги «Україна Incognita», «Сила м’якого знака» за год уже «зачитаны». Постоянно берет их на уроки учитель истории Виталий Николаевич Марчук, читают и старшеклассники, другие учителя берут, когда готовят массовые мероприятия. А газета «День», которую мы также получаем, просто нарасхват, потому что экземпляр — один, а прочитать хотят все. Старшеклассники любят на основе этой газеты готовить информацию на общую линейку. В нашей школе практикуют такой короткий обзор событий в мире, стране, области. Дети говорят, что в «Дне» — самая достоверная информация, но их интересует и аналитика. И я... не могу дать эти книги домой, потому что они у нас только в одном экземпляре, и мы их очень бережем.
«ЧТЕНИЕ ЭТИХ КНИГ ПОБУЖДАЕТ К АНАЛИЗУ И ОСМЫСЛЕНИЮ»
Н аталия ТОКАРУК, учитель истории Княгининского УВК «Общеобразовательная школа-интернат I—III степени — лингвистический лицей» (Луцкий район):
— Практикующие учителя истории со стажем не раз добрым словом вспоминают учебник авторства Коровкина «История древнего мира». Написан очень интересно, доступно, педагогически правильно подана информация... Именно такой подход к предоставлению информации я вижу в изданиях газеты «День», которые пополнили библиотеку нашего лицея. Нахожу здесь дополнительную интересную информацию для каждого класса. Восьмиклассникам — о Петре Могиле, о котором в учебнике слишком мало. В 9 классе можно использовать статьи о Кулише, Костомарове. Хорошо написано о времени Руины, тяжелых временах для Украины, о временах Эмского указа, о 4 Универсалах, об образовании Центральной Рады, Украинской революции 1917— 21-го лет, и так далее. Масса интересной информации, малоизвестной, новое виденье исторических событий, того же соглашения между Украиной и Россией в 1654 году... Причем эта информация побуждает к размышлениям и анализу, она подана для осмысления. Благодарим главного редактора «Дня» Ларису Ившину за эти издания, они необходимы в современной школе. Необходимы даже потому, что, изучая тему, ученик скорее найдет ее правильную трактовку в книге, потому что интернет здесь не помощник.
«НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ, КАК ПОДАВАТЬ МАТЕРИАЛ БЕЗ ТАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Светлана ТИПЕЦ, заместитель директора Датинского УВК «Общеобразовательная школа I — III степени — детский сад» (Ратнивский район):
— Несколько книг Библиотеки «Дня» наша школа получила в рамках прекрасной акции газеты: в наше село на волынском Полесье из Киева, из «Дня», передали чудесный подарок: умную Пасхальную корзину. Когда мы в учительской открыли ее, то замерли. Городские жители просто не представляют, какое это счастье сельскому педагогу получить такую литературу. «Україна Incognita», «Екстрат+200» — эти книги я сначала забрала к себе домой, потому что я учитель истории, и пока несколько раз не перечитала, не отдала. Это были мои верные помощники. Где-то «одолжила» цитату, где-то — факт, в другой статье — новый взгляд на историческое событие... Урок становится более содержательным, более интересным, и я просто не представляю, как подавать материал без такой дополнительной литературы. Такая литература крайне необходима учителю, потому что ограничиваться одними учебниками, а с ними ведь своя история, это просто банально и несерьезно, если мы действительно хотим воспитать граждан. В настоящее время эти книги я передала в школьную библиотеку, и они постоянно переходят из рук в руки.
«ПРИ ПОМОЩИ ЭТИХ КНИГ ПРОВЕЛИ НЕ ОДНО МЕРОПРИЯТИЕ»
Любовь ЛЕВЧИК, заведующая библиотеки-филиала села Затурцы (Локачинский район):
— У нас есть достаточно большая подборка книжных изданий газеты «День», и в этом плане положительно отличаемся от других сельских библиотек. Такая литература теперь более доступна в городе, а эти книги у меня берут читать не только учителя, бывшие и нынешние, или музейные работники. Берут люди, которых называют «простыми», но это тоже граждане страны. Может, не всю книжку прочитает мужчина сразу, но отдельные статьи, которые его заинтересовали, прочитает, поделится размышлениями с соседом, родственником — и приходит новый читатель. Да, книгу «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська» сначала взял читать наш бывший участковый милиционер. Прочитал, передал бывшему «атовцу» из Затурец. Тот передал побратимам... Читают книги «Дня» писательница Галина Ушакова, учителя нынешние, студенты, все от «Дня» перечитали у нас работники музея-усадьбы Вячеслава Липинского. Еще и не одно мероприятие провели с помощью этой литературы.
«ЭТО ПОКОЛЕНИЕ — УМНЕЕ, ПОТОМУ ЧТО НАЧАЛО ЧИТАТЬ УМНЫЕ КНИГИ»
Людмила ЗИНЧУК, учитель истории НВК «Локачинская общеобразовательная школа I—III степеней — гимназия»:
— На основе книг Библиотеки «Дня» мы провели уже три научно-практических конференции, готова и четвертая, причем ежегодно делаем это в новой форме. Приглашаем для выступлений бывших выпускников школы, которые стали известными людьми, доклады готовят сами старшеклассники, одну из конференций, самую первую, представили для участников областного семинара учителей правоведения, который проходил на базе нашей гимназии. Это не мероприятия для, условно говоря, показухи. Эти книги у нас читаются: учениками, родителями, педагогами. Один из профилей гимназии — исторический, и ежегодно учиться по этому профилю заявляют о своем желании немало учеников.
Я вспоминаю, как со страхом приступали к подготовке первой конференции, на основе серии «Бронебійна публіцистика». Мы радовались тому, что получили такую серию, потому что раньше приходилось выискивать эти труды, а здесь они — собраны. Но как освоят эти теоретические тексты дети? А тексты оказались для детей живыми, понятными. Нужно было видеть, как ученики заклеили прозрачными наклейками, которыми отмечают наиболее интересные места, все книги! Цитировали, дискутировали... Я часто говорю, что это поколение — умнее, потому что начало читать умные книжки. А нам, педагогам, Библиотека «Дня» (а благодаря главному редактору газеты «День» Ларисе Ившиной, нашей выпускнице, мы имеем много книг) помогает на каждом уроке, в рассмотрении каждой темы. Ученики любят все интересное, дополнения к учебнику, и это мы как раз находим в Библиотеке «Дня». Причем это не зашоренный политикой взгляд на эпоху или историческое событие, исторических личностей. Такие издания не доходят до школ, потому что государство об этом не заботится. Это — огорчает.
«ДОСТУПНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО — О ДРАМАТИЧНОЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ»
Тарас ЛИТКОВЕЦ, заместитель декана исторического факультета Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, политолог:
— В свое время мне повезло получить в подарок из рук Ларисы Ившиной во время творческой встречи со студенчеством и профессорско-преподавательским составом Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки книги Библиотеки «Дня» «Екстрат+200» и «Силу м’кого знака», которые, несомненно, стали настольными книгами учителей и преподавателей истории, краеведов и всех небезразличных к собственному прошлому и культуре украинцев. Ведь нынешнее состояние нашего экономического бытия абсолютно не соответствует величию нашей истории. К сожалению, украинцы до сих пор очень плохо знают собственное прошлое, а их историческое сознание формирует известный «зомбоящик», который дает простые ответы на очень сложные вопросы. И само незнание собственной истории обусловило сепаратизм и войну на Донбассе.
Вышеназванные книги Библиотеки «Дня» доступно, профессионально и легко рассказывают о сложной, неоднозначной и драматичной истории Украины и позволяют каждому заинтересованному посмотреть на прошлое сквозь призму собственного рода и в «привязке» к своему региону. Используя эти книги, преподаватели истории смогут лучше донести до аудитории причины ненависти Кремля к украинскому народу, поскольку мы раздражаем Москву уже самим фактом собственного независимого существования. Уверен, что Библиотека «Дня» даст быстрый результат в качественном формировании исторического сознания студенческой и ученической молодежи, которая завтра сама станет создателем новейшей истории Украины.
Выпуск газеты №:
№75-76, (2017)Section
День Украины