Финал «Молодости»: призы и сюрпризы

37-й Международный кинофестиваль «Молодость» завершился в воскресный вечер во Дворце «Украина» объявлением победителей и показом российского исторического фильма «1612».
Подробный анализ еще впереди, но, безусловно, «Молодость» в этом году стала самой презентативной и обеспеченной за всю историю существования фестиваля.
Первая из объявленных наград относилась на самом деле к внеконкурсной программе — Панораме украинского кино. Здесь приз получила короткометражка «Свободный Саша» Вячеслава Каталевского. Более того, молодой режиссер получил мощный бонус — фестиваль «Молодость» взял над ним опеку, что, очевидно, означает финансовую и организационную помощь в съемках дальнейших картин.
Несколько неожиданным был выбор международного жюри Федерации киноклубов, обычно премирующего массовые, зрелищные картины. А в этот раз они отметили «Монотонность» (реж. Юрис Поскус, Латвия) — достаточно сложный фильм, образец авторского кино.
Второй парадокс — призом «За вклад в развитие украинского кино» от Международного благотворительного фонда «Украина 3000» (глава наблюдательного совета — Екатерина Ющенко) наградили не действующего кинематографиста, а чиновника, главу государственной службы кинематографии Украины Анну Чмиль. А вот жюри экуменических организаций вполне ожидаемо отметило «Путешествия Оркестра» (реж. Эран Колирин, Израиль) — фильм, в котором общий язык находят арабы-музыканты и жители небольшого израильского городка.
Что касается призов в основных категориях, тут неожиданностей было намного больше. Начать хотя бы с приза зрительских симпатий с премией в 1000 евро. Победителя определяют путем прямого голосования зрителей, которые оценивают увиденные картины по пятибалльной шкале — для каждого фильма высчитывают средний бал. Приз получил полнометражный дебют немецкого режиссера Флориана Гаага «Холтрейн» (Германия/Польша). Причем, как было объявлено, победитель выиграл буквально 0,01 балла. На втором месте оказался, наверное, лучший фильм фестиваля — «Калифорнийская мечта» (реж. Кристиан Немеску, Румыния) с оценкой 4,65 балла, а у «Холтрейна» соответственно — 4,651. Однако, если мне (а также многим другим посетителям фестиваля) не изменяют глаза и память, на доске, где вывешивали результаты подсчетов, все было как раз наоборот — напротив «Калифорнийской мечты» стояли цифры 4,651, а «Холтрейн» довольствовался 4,65. То есть здесь у кого-то проблемы либо с математикой, либо с глазами, либо с памятью. Но, как говорится, после драки кулаками не машут.
Вторая неожиданность — приз имени Ива Монтана лучшему молодому актеру или актрисе — 1000 евро (спонсор — Посольство Франции в Украине) — получила Анна Бегунова за фильм «Жестокость» (реж. Марина Любакова, Россия). Далеко не лучший фильм, далеко не лучшая роль — но это тема для отдельной беседы.
Приз за лучший студенческий фильм (плюс 2500 долларов) получила психологическая новелла «Сердце разрывается» (реж. Анне Севицки, Норвегия). Дипломы жюри получили мини-комедии «Порно» (реж. Ян Вагнер, Польша) и анимация «Ботубату» (реж. Марина Россе, Швейцария). Лучшим среди профессиональных короткометражных фильмов (бонус — субтитрование на сумму 2500$ от компании «Laser Video Titres») признали «Ковчег» (реж. Гжегож Ёнкайтис, Польша). В этой же категории есть и украинский призер — дипломы жюри получили «Татуировка Бенни» (реж. Лиза Мари Гамлем, Норвегия), а также «На грани» украинцев Артёма Сухарева и Никиты Ратникова.
Весомый приз за лучший полнометражный игровой фильм и 2500 долларов получил вышеупомянутый фильм «Холтрейн». Что касается Гран-при (статуэтка «Скифский олень» и 10000 долларов), то тут главное жюри оказалось в сложной ситуации. Очевидно, награждать нужно было «Калифорнийскую мечту», но ведь подобные призы предназначены для поощрения действующих, то есть живых режиссеров, это своего рода инвестиция в будущее — а постановщик «Мечты» Кристиан Немеску погиб в прошлом году. Поэтому приз здесь имел уже сугубо символический смысл. Выход выглядит так: Гран-при за лучший фильм всей конкурсной программы получило упомянутое «Путешествие Оркестра». А для «Калифорнийской мечты» специально (!) ввели новый Спецприз жюри, к тому же фильм Немеску отметило жюри международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Таким образом, «Молодость» в точности воссоздала призовой сюжет мощных кинофорумов наподобие Берлина или Канн — когда главную награду отдают весьма конъюнктурной картине, а вот для действительно интересных, неординарных лент существуют специальный Гран- при жюри или приз ФИПРЕССИ — достаточно влиятельной организации.
Более подробный обзор фильмов и событий «Молодости»-37 читайте в ближайших выпусках «Дня».
Выпуск газеты №:
№186, (2007)Section
День Украины