Фрагменты вечности Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко
В Национальной академии искусств открылась выставка «Фрагменты»
Имена Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко связаны жизнью, творчеством, единомыслием, трудом, борьбой, а теперь уже и вечностью, ведь Ада так несправедливо рано покинула этот мир.
Именно ее памяти и памяти их общего друга, великого хирурга и мыслителя Николая Амосова, столетие которого будет отмечаться в эти дни, посвящена выставка «Фрагменты», представленная Владимиром Мельниченко в Национальной академии искусств Украины. Ведь он каждый свой прожитый без Ады день посвящает тому, чтобы их общее наследие осталось и, главное, досталось людям. Символично, что выставка проходит именно в том зале, где когда-то мэтры украинского изобразительного искусства принимали у молодых творцов их дипломные работы — плоды долгого труда на дальнем Севере.
В кругу творческих интересов Рыбачук и Мельниченко — невероятное разнообразие художественных инструментов: от монументализма до керамики, архитектурных форм и проектов до гобеленов, скульптуры, графики, пластического моделирования. Список этот можно продолжать бесконечно. Не все киевляне знают, что плод их труда — Дворец для детей и юношества на площади Славы, Центральный автовокзал и, например, первый «призовой» образ знаменитого фестиваля анимационного кино «КРОК». К несчастью, волею судьбы или тех, кто нагло берет на себя обязанности ее исполнителя на земле, многие их работы исчезли таинственнейшим образом. А одно из главных дел их жизни — Стена Памяти на Байковом — варварски залито бетоном по распоряжению тогдашнего правительства. И лицемерие власти, толкующей свои действия вербально, мало чем отличалось от сегодняшнего. Не знаю, как кому, а мне этот временной «чертов мост» вселяет надежду, ведь, несмотря на все их козни, работы художников живут и учат жить нас.
Сегодня смысл жизни Владимира Мельниченко — отдать народу их с Адой труд. Многие годы они вместе боролись за сохранение мастерской, уж очень властям был люб домик в центре Киева. Многие поддерживали тогда художников, но точку в этом помогла поставить Лариса Скорик. Теперь Володя мечтает оставить этот светлый, наполненный непередаваемой аурой творчества и человеческого общения дом городу. В виде дома-музея. И всего-то нужно одно решение — дом является архитектурной памяткой и охраняется государством, — которое ну никак не могут принять.
Говорить о самой выставке бессмысленно. Нельзя словами передать многообразие образов, мыслей и страстей, представленных на ней. Лучше посмотреть, какой мог бы быть парк памяти и памятник Мейсену, что таит Стена Памяти, похороненная под многотонным бетоном. Кстати, по словам Владимира, имея технические и финансовые возможности, ее можно явить миру. Там же, на выставке, можно купить книги, которые неустанно издает Мельниченко и в которых трепетно живет часть души Ады.
В общем, это стоит смотреть и... думать. А подумать нам всем есть о чем...
Выпуск газеты №:
№224, (2013)Section
День Украины