Французская кинонеделя: от убийц до карамели

Франция и кинематограф — практически синонимы. Но каждой весной в Украине проходит Неделя франкофонии, доказывающая, что экранное франкоязычное искусство дает добротные образцы довольно далеко от Парижа. Не стала исключением и «Франкофония. Территория кино» (организатор — «Артхауз Траффик»), начавшаяся в прошлые выходные в столичном кинотеатре «Киев», а также параллельно в залах Харькова, Львова, Днепропетровска, Донецка и Одессы.
Открылся фестиваль бельгийско-люксембургской лентой «Порядочный коммерсант» режиссера Филиппа Бласбанда (2002). Этот фильм — образец редкостного для европейского кино жанра триллера. Хуберт Веркамен (Бенуа Верерт), арестованный по подозрению в убийстве целой семьи, довольно убедительно выдает себя за честного коммерсанта, хотя следователям точно известно, что на самом деле он могущественный и опасный наркомафиози. Допрос превращается в захватывающую психологическую дуэль. Веркамен манипулирует полицейскими даже с большим успехом, чем они им. Параллельно развивается ретроспективная история превращения героя в того, кем он стал. К напряженному и хорошо продуманному сюжету стоит добавить также прекрасную работу главных исполнителей. Прежде всего это касается великого французского актера Филиппа Нуаре, исполняющего роль Луиса Шевалье — патрона и наставника Веркамена.
«Франкофонии» присуще разнообразие жанров. Так, канадский «Большой соблазн» (реж. Жан-Франсуа Пуле, приз зрительских симпатий на известном кинофестивале независимого кино в Санденсе) представляет собой социально-психологическую драму. Жители охваченного безработицей приморского городка пытаются правдами и неправдами завлечь к себе на работу молодого врача, ведь без этого компания не начнет строительство завода, который и обеспечит всех работой. Заговор во имя всеобщего блага порождает все новую и новую святую ложь, в которой в конечном счете все запутываются.
Еще один канадский фильм «Морис Ришар» (реж. Шарль Бинаме) — это уже драма биографическая, посвященная легендарному хоккеисту Морису Ришару, которого канадцы до сих пор считают своим героем. Вторая героическая кинобиография — «Анри Дюнан, «Красное на кресте» (Швейцария, реж. Доминик Осенин-Жирар) о первом лауреате Нобелевской премии мира, основателе организации «Красный Крест» Анри Дюнане. Его жизнь — редкий случай последовательного воплощения в жизнь по-настоящему гуманистических идеалов в абсолютно нечеловеческое время войн и циничной политики.
Франко-ливанская «Карамель» (режиссер и исполнительница главной роли — Надин Лабаки) — это своего рода групповой портрет пяти женщин, жительниц Бейрута; их главным местом встреч, по сути клубом, является салон красоты, где, кроме таких важных вещей, как стрижка и эпиляция с помощью карамели, можно еще заняться обсуждением мужчин и проблем материнства.
Наконец, метрополия представлена «Маскарадом» (режиссер и исполнитель главной роли — Лиес Саем, Франция). Саем — представитель того поколения ассимилированных во Франции арабов, которое дало уже нескольких интересных режиссеров. В основном они рефлексируют о жизни своего этнического сообщества. Вот и «Маскарад» — это трагикомическая история о малоприспособленной к жизни семье, в которой брат Мунир — чванливый хвастун, а сестра Рим — посмешище всего села. Однажды Мунир из-за избытка выпитого заявляет, что к Рим засылает сватов богатый иностранец — и это вызывает целый ряд приключений, как смешных, так и грустных.
В целом, это не кино высшего сорта. Но, по крайней мере, Неделя франкофонии дает представление о среднем уровне франкоязычного кинематографа как такового — и о таком уровне украинской, и, шире, постсоветской киноиндустрии нам остается пока что лишь мечтать.
Выпуск газеты №:
№44, (2009)Section
День Украины