Война — не продолжение политики, а поражение политики.
Ханс фон Сект, немецкий военный и политический деятель

Гармония «реакционной» музыки

Киевский камерный оркестр познакомил с сочинениями молодых композиторов-авангардистов
3 декабря, 1996 - 20:18
ВЗЯВ НА СЕБЯ МИССИЮ ПРОСВЕТИТЕЛЯ, ВЫДАЮЩИЙСЯ ДИРИЖЕР РОМАН КОФМАН СУМЕЛ ПОЭТИЧНО И ЭМОЦИОНАЛЬНО РАССКАЗАТЬ О ТЕХ, КОГО СЕГОДНЯ НАЗЫВАЮТ АВАНГАРДИСТАМИ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Концерт, который состоялся позавчера в Национальной филармонии, помог публике — если не влюбиться, то, по меньшей мере, внимательно прислушаться к тому, что пишут современные украинские авторы. На сцену вышел дирижер Роман Кофман и произнес: «Музыка, которую вы сейчас услышите, носит реакционный и упадочный характер»... Зал здоровым смехом отреагировал на цитату из «Музыкального словаря» относительно недавнего прошлого, и проект «Украинский авангард» расцвел на филармонической сцене, как вишневый сад. Это не прославленный авангард 60-х, представители которого сегодня числятся классиками украинской музыки. Это композиторы следующих поколений — Виктория Полевая, Сергей Пилютиков, Владимир Рунчак, Сергей Зажитько, Святослав Лунев, Иван Небесный, и три самых молодых автора — Максим Коломиец, Любава Сидоренко, Виталий Вышинский. Имена девяти участников первого вечера хорошо известны профессионалам, меломанам, завсегдатаям фестивалей, но мало знакомы широкому кругу почитателей исключительно того музыкального наследия, которое прошло испытание временем.

Взяв на себя миссию просветителя, выдающийся дирижер, непревзойденный мастер слова, автор известной «Книги небытия» и поэт Роман Кофман сумел поэтично и эмоционально рассказать о тех, кого сегодня называют авангардистами. А музыканты Киевского камерного оркестра и все солисты играли их произведения с любовью, с огромной отдачей, максимально бережно и красиво.

Кто же такие авангардисты — разрушители общепринятых норм? Или первооткрыватели новых дорог в искусстве, чья цель — поиск и утверждение гармонии? Слушая сочинения Metabola для камерного оркестра Любавы Сидоренко и Элегию для струнных и фортепиано Виталия Вышинского (солист Дмитрий Таванец), понимаешь, что верным является второе определение.

Название сочинения Владимира Рунчака «1 + 16 + ...» неконцерт для скрипки и струнных — было расшифровано таким образом: 1 — это солист, 16 — количество оркестрантов, «...» — композитор или дирижер. Или слушатели. А «неконцерт» — возможно, потому, что временами музыканты и солистка Ольга Ривняк вдохновенно водили смычками в воздухе, не прикасаясь к струнам. Но музыка-то была! Музыка, которая, говоря словами дирижера, «любовно отражает нашу жизнь: отвратительную — местами, прекрасную — временами, с непрерывной борьбой за достижение каких-то целей, причем, постепенно становится ясно, что все эти попытки абсолютно бесполезны. Название может даже быть таким — «Неконцерт для нескрипки с неоркестром...»

Роман Кофман рассказал, что композитор — это самый незащищенный человек. Объективные причины таковы: на новую музыку нет спроса, и в этом ее отличие от других видов искусства, где существует интерес к новым произведениям, как, например, в литературе, живописи или в кино. В музыке слушатель получает удовольствие от предвкушения и узнавания уже знакомого и идет в 38-й раз слушать Сороковую симфонию Моцарта, а новые произведения слушать не хочет. Да, были времена, когда короли и князья заказывали композитору музыку, но сейчас трудно представить, что губернатор какой-нибудь области закажет фортепианный квинтет. Вторая причина — партитура не есть завершенный творческий акт. Картина или книга — завершенное произведение, но музыкальная партитура — только повод для свершения, и дальнейшая судьба сочинения зависит от его исполнения. Поэтому молодым композиторам необходимо мужество и долготерпение.

Новый путь в музыке — это всегда познание себя через музыку, путь к себе. Удивительно, что композитор способен воплотить духовный поиск в звучание инструментов. А слушателю дана редкая возможность соучастия. Звучат Сфумато для баяна и струнных Сергея Пилютикова (солист — Роман Юсипей), Anthem для струнных, фортепиано и звонов Виктории Полевой (солисты — Алексей Шмурак, Георгий Черненко), Tristium для струнных Святослава Лунева. И вокальный цикл Ивана Небесного «Вже котрий до тебе лист...» для сопрано (Светлана Глеба) и струнных на слова Василя Стуса. Поэта, который, по словам Романа Кофмана, воплощает в себе суть понятия «авангард» — тот, кто идет впереди.

Маэстро планирует продолжить проект и показать максимально широко творчество самых современных отечественных композиторов. Почему он это делает? Потому что, «у наших авангардистов в самых сложных, самых экстравагантных партитурах, порой непонятных на первый и даже на второй взгляд, всегда бьется человеческое сердце».

Ольга САВИЦКАЯ, специально для «Дня»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments