Город Счастье — а счастливы ли жители?
Луганщина стала одним из пилотных регионов для проекта административно-территориальной реформы, которую планирует внедрить новая власть. В рамках всеукраинского обсуждения этого в последние дни мая Луганск посетил вице-премьер по вопросам административно-территориальной реформы Роман Бессмертный. Он отметил, что удовлетворен ходом обсуждения реформы в регионе. По его словам, «вынос ключевых идей жизни государства на обсуждение общества — это стиль работы новой власти».
Роман Бессмертный заявил также, что чем дольше проходит реформа, тем более болезненной становится ее реализация. Поэтому он пообещал, что к середине июня доработанный проект закона будет передан в Верховную Раду. На вопрос о стоимости проведения реформы господин Бессмертный отвечать отказался, мотивируя это тем, что министерство финансов еще не подготовило смету.
Член рабочей группы по вопросам административно-территориальной реформы, глава секретариата Луганского областного совета Александр Пашенцев считает, что с советских времен луганчанам досталось много нелогичностей в административном разделении региона. Например, город Счастье Ленинского района города Луганска, так же — город Олександровка Артемовского района. А на территории города Вахрушево, который входит в состав города Красный Луч, одновременно действуют постановления как Краснолучского горсовета, так и Вахрушевского. В 1998 году, напомнил А. Пашенцев, в одном из сел Свердловска не состоялись выборы в местные советы, потому что существующее законодательство уполномочивает создавать как городские комиссии, так и поселковые советы. Поэтому в село прибыли сразу две комиссии.
Современную Украину можно строить только на демократических принципах — то есть на принципах местного самоуправления. Но сложность в том, что сегодня даже в Конституции нет четкого разделения территориального и административного укладов Украины. Поэтому внести изменения в административно-территориальное разделение можно, только изменив Основной закон. И поскольку одна из основных целей реформирования — уменьшение управленческого аппарата, то есть исключение из сегодняшнего проекта реформирования административного аспекта, может привести, как минимум, к неуправляемости территорий.
Сегодня запланировано увеличить количество сельсоветов, включив в них минимум 5 тысяч жителей. На один сельсовет в регионе приходится 2,5 тыс. жителей, то есть два сельсовета объединить в один. Поселковый совет будет включать до 10 тыс. чел., больше 10 тысяч — город. Также будет введено понятие «город-район» и «город-регион». Александр Пашенцев считает, что эта градация абсолютно нежизнеспособная. Сколько маленьких сел — 150—300 жителей — нужно будет объединить в сельсовет? В таком случае за обычной справкой сельсовета нужно будет ехать 50—100 километров.
По мнению Александра Пашенцева, вопрос о реформе обязательно нужно выносить на референдум. Но нетрудно представить, какая ситуация сложится, например, вокруг того же города Счастье, который территориально находится в Станично-Луганском районе. То есть жителям города нужно будет ездить не в областную больницу, а в районную, тарифы на проезд и на телефонные разговоры станут междугородными. Вряд ли жители станут горячими сторонниками реформы.
Выпуск газеты №:
№97, (2005)Section
День Украины