Перейти к основному содержанию

Государство играет и проигрывает

200—300 миллионов гривен ежегодно
24 июля, 00:00

Какая сфера экономики занимает шестое место в европейском рейтинге по обороту денег? На что среднестатистический австралиец тратит 1680 долларов в год? Где нашли средства на сооружение Большой Китайской стены, строительство немалого количества храмов и украшение Рима? Правильный ответ на все эти вопросы — лотерея. К этому всему можно добавить, что это, наверное, еще и самый удачный пример того, как человеческие слабости можно сделать общественно-полезными, если учесть, что в прямом смысле диагноз «азартен» можно поставить 10% населения, а перманентно его «приступами» страдает пятая часть.

Все началось в Древней Греции, где воины тянули камушки из шлема, дабы выяснить, кто же будет сражаться с Зевсом. В более реальном, числовом варианте лотерея появилась в средние века в Голландии, и с тех пор лотерейная лихорадка захлестнула весь мир. Хотя принято считать, лотерейный бум — бич стран с низким уровнем жизни, статистика свидетельствует об обратном: к примеру, в Ирландии с населением в 10 миллионов еженедельно продается 3 миллиона лотерейных билетов, а греки умудряются за три дня продать их 100 миллионов. Но в то же время финансовая мотивация покупки лотерейного билета, действительно более характерна для жителей бедных стран, где возможность заработать большую сумму невелика, и остается лишь стать фаталистом. Если математики склонны интерпретировать «лотерейный» феномен как общенациональную склонность людей к переоценке вероятности маловероятных событий, то психологи не исключают влияние ментальности. Кандидат психологических наук Ирина Головнева утверждает, что в русских народных сказках, как, впрочем, и в украинских, успех героя рассматривается зачастую исключительно как везение, а не как награда за собственные труды, что и провоцирует так называемый «феномен шары». А сказки вместе с экономическими реалиями дают в сумме лотерейную лихорадку, которая, кстати, не так уже и плохо сказывается на человеческой психике. Психотерапевтический эффект лотереи, на ее взгляд, заключается в том, что человек с помощью билета виртуально решает свои проблемы и смягчает воздействие ударов судьбы (безусловно, до той поры, пока он не начинает продавать свое имущество, дабы купить заветный лотерейный билет).

Но у лотереи есть еще и другие плюсы — экономические. Во многих «азартных» странах пополнение бюджета от лотереи дает возможность существенно снизить налоги. И именно лотерея становится хорошим источником финансирования социальных программ — но это в идеале. В Украине при общем годовом обороте в 700—800 млн. гривен государство умудряется потерять 200—300 миллионов из-за неурегулированности лотерейной деятельности в стране. Как считает генеральный директор «М.С.Л.» (некогда «МолодьСпортЛото) Георгий Ложенко, в Украине попросту отсутствует действенный механизм борьбы с теневыми структурами, которые нашли хорошую нишу для заработка. Установка Президента о том, что «государство и только государство должно установить монополию на лотерейную деятельность» пока не реализована. Проверке подверглись крупнейшие операторы, так как у них в лицензии значится лотерейная деятельность. Теневики же, по мнению Г.Ложенко, остались без внимания, поскольку на бумаге к лотерее они не имеют никакого отношения, а лишь проводят розыгрыши или коммерческие игры. Такая лицензия стоит намного меньше, и отчислять приходится копейки. Вот и выходит: лотерей много, а бюджет от этого практически не пополняется. Правда, сейчас ситуация все же улучшилась, если не для бюджета, так для игроков. Ведь в 90-х годах при демократизации лотерейной деятельности мы стали свидетелями их взрыва, от районного до всеукраинского уровня. Криминальным талантам можно было только завидовать. В Запорожье, например, лотерейные билеты «Либерти» якобы привезли из США, и в качестве суперприза была обещана поездка в Америку. Деньги, разумеется, собрали быстро, только удача не повернулась лицом ни к одному из игроков. Такой же была результативность и для «искателей счастья» лотереи под многообещающим названием «Бакс».

«Корень зла», по мнению Г. Ложенко, кроется в отсутствии хорошего и действенного закона, который бы расставил все на свои места. Тот законопроект, который рассматривали депутаты прошлого созыва в первом чтении, вполне закономерно не был принят, «поскольку поддерживал интересы лишь одной компании, исключал рыночные отношения в этой сфере и содержал угрозу оттока за рубеж финансовых средств». Сейчас же, по словам генерального директора «М.С.Л.», лотерейная деятельность просто задыхается. Но, правда, ситуация получше, чем в России. Там при отсутствии соответствующего закона зафиксировано только 400 легальных операторов, о количестве же нелегальных можно только догадываться. Кроме этого, в России налогом облагается не «лотерейный оборот», как у нас, а сам выигрыш.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать