Перейти к основному содержанию

Ирония соседства

18 июля, 00:00

Накануне выходных состоялась презентация новой книги издательства «Факт» — поэтического сборника «Дом с химерами». По словам Леонида Финкельштейна, директора издательства и одного из составителей сборника, он принципиально против слова «антология» по отношению к своему детищу, поскольку концептуально «Дом с химерами» создавался не как случайная, ни к чему не обязывающая подборка авторов (по меткому выражению самих поэтов «братская могила»), а как возможность построить дом для поэзии — не условность, в которой она формально прописана, а именно дом, в котором она естественно пишется, следовательно — существует. «Вообразите себе большой, может, даже внешне помпезный дом, в котором проживают разные по специальности, возрасту и характеру люди. Они живут не в общежитии, не в коммунальных квартирах и уж конечно не в коммуне. Они не ходят друг к другу в гости, не обмениваются предметами обихода, но вежливо, с уважением, приветствуют друг друга, если встречаются на ступенях своего дома. Если хотите, то уважение и доброжелательность соседей… внутреннее понимание права каждого на свое — это и есть концепция нашего сборника», — сформулировал свою позицию издатель. Именно крайним романтизмом составительской концепции можно объяснить «химерное» соседство в сборнике почти неизвестного даже любителям поэзии и специалистам по серебряному веку Владимира Маккавейского (представлявший творчество поэта литературовед Виктор Кравец сообщил присутствовавшим, что скоро в «Знании» выйдет том избранных сочинений Маккавейского, что, видимо, позволит не ограничивать знакомство с его интереснейшей поэзией лаконичной подборкой), и не столь отдаленных во времени Бориса Чичибабина, Рюрика Немировского, Леонида Киселева, Валерия Ламаха, и уж совсем близких, если говорить о времени и пространстве — Игоре Лапинском, Алексее Зараховиче, Марине Муляр, Галине Забазновой.

Что показательно, на презентации не было и намека на диспут о бытовании русскоязычной поэзии в Украине. Поэты проявили завидную толерантность: Оксана Забужко подготовила для сборника подборку стихов Леонида Киселева, а Василь Герасимюк написал вступительное слово к поэзии Чичибабина. На повестке дня поэтов проблемы еще глобальнее. Не зря поэтический вечер едва не сорвался на принципиальную дискуссию, которую спровоцировало выступление одного из авторов — Бенджамина Ханина: «Поэзия в ХХ веке доказала свою полную несостоятельность».

Наиболее популярный реверанс поэтических тусовок: «Поэзии нет, но остались поэты» (типа гребенщиковского «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет»). А поскольку поэтов все же хватает, то сборник в результате колоссальной селекции объединил под своей обложкой 16 самых разных имен. Это придало ему сходство с перестроечным журналом типа «Юность», где стихотворения, рожденные девической жаждой самоопределения, соседствуют со взрослыми поэтическими строками из припрятанных архивов. Да, к сожалению, имена и первых, и вторых одинаково «звучат, как музыка» для широкого читателя (недаром рядом с некоторыми из представленных в сборнике поэтов применимо написать «прекрасный», и вовсе невозможно — «известный»; даже рядом с такими именами как Борис Чичибабин или Леонид Киселев попытки определения степени популярности звучат натянуто). Но дело не в поэзии вообще. Просто короткие штанишки журнального формата — пусть и оптимальная, но порой неадекватная издательская форма для поэтического сборника, потому как для абсолютно несформированной иерархии имен в современной поэзии соседство «прекрасного» и «начинающего» против логики не позволяет подтянуть «вторых» за счет «первых», а срабатывает как попытка определить одно неизвестное через другое неизвестное. И получается, что двери «Дома с химерами» гостеприимно распахнуты, но прежде, чем прийти «в гости» к Валерию Ламаху (тот самый, выдающийся архитектор, «поэт, не писавший стихов, но творивший поэзию», — потрясающее издательское открытие) или Борису Чичибабину, необходимо по дороге выслушать о юношеских открытиях, раздвоениях личности, очарованных снах и ампулах с ядом. Вы готовы?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать