Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как изменяются школы на Донбассе

Яркий пример демократического развития образования на примере школы в Славянске
07 мая, 14:23
ФОТО С ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА UNICEF

Ранее «День» писал о двух сюрпризах для школы в Славянске, которая первой пострадала от боевиков в 2014 году. В школу приехал набор книг газеты «День» – «умный» подарок от редакции и лично от главного редактора Ларисы ИВШИНОЙ. Также недавно школу в качестве посла доброй воли ЮНИСЕФ посетил британский киноактёр, за спиной которого богатая фильмография, в частности – знаменитая трилогия «Властелин колец» и его приквел «Хоббит», приключенческие фильмы «Пираты Карибского моря», Орландо Блум.

«С ЮНИСЕФ мы сотрудничаем давно – они помогали нам и в восстановлении, и в модернизации школы, ведь не только из-за войны у нас плохая инфраструктура, а из-за того, что годами не выделялось финансирование. Одно из направлений ЮНИСЕФ – популяризация деятельности самой организации, с этой целью послами доброй воли становятся разные очень интересные люди.  Так, к нам с неожиданным визитом приехал Орландо Блум. За один день нас предупредили о приходе гостей, но мы привыкли к таким визитам и не думали, что посетит кинозвезда, - рассказывает эксклюзивно «Дню» директор Анатолий ПОГОРЕЛОВ.

Администрации школы и детям в первые минуты не верилось в правдивость такой новости. Сначала Блум играл с детьми в пинг-понг, потом пошёл в группу продленного дня, где первоклассники собирали конструкторы LEGO. Он подключился к ним, общался с учениками, они показали ему стенгазету со своими работами. Переводчик помогал в общении Блума и детей, хотя некоторые объясняли ему простые вещи на английском.

Потом Орландо Блум поднялся ко мне в кабинет, и там один из учеников нашей школы рассказал ему о пережитом в Славянске. Он вспоминал истории, очевидцем которых был, в частности – как в крышу школы попал снаряд. Делегация ЮНИСЕФ восприняла рассказ эмоционально, одна из женщин даже схватилась за сердце при рассказе, как ученики убегали после попадания снаряда. После актёр долгое время общался со школьным психологом, которая рассказывала о специфике работы в постконфликтном регионе, зашёл в актовый зал, где шла репетиция музыкального конкурса.

Как раз к концу приблизительно часового визита по школе пошёл слух, и у выхода его уже ожидала толпа учащихся, которые хотели сфотографироваться, взять автограф, снять короткое видео со звездой. Блум не располагал большим количеством времени, но наделал «селфи» и послушал рассказы школьников. Хотя мы просили не размещать в сеть фотографии до появления официальной информации на сайте ЮНИСЕФ, не все ученики это услышали, а некоторые даже успели опубликовать отснятое. Детям очень понравилось общение с Блумом, они до сих пор обсуждают его визит», - подытожил директор.

ШКОЛА ИМЕНИ МИХАИЛА ПЕТРЕНКО

Кроме того, школа активно популяризирует творчество Михаила Петренко – поэта Харьковской школы романтиков, автора «Дивлюсь я не небо…», «Взяв би я бандуру», уроженца Славянска. Рассказывает Анатолий ПОГОРЕЛОВ:

«У нас в городе есть проблема – есть выходец – знаменитый поэт-романтик 19-го века, стихи которого стали народными песнями, но о нём, к сожалению, очень мало известно – как на общенациональном, так и на местном уровне. Тем временем близится круглая дата – в 2017 году исполняется 200 лет со дня его рождения, и этот пробел необходимо восполнять. Наша школа начала двигаться поэтапно – сначала совместно с методическим кабинетом, а именно Еленой Шабановой, мы представили на суд общественности последние, вероятно, наиболее достоверные находки, что касаются его жизни и творчества. О том, что он жил в центре города, был из дворянской семьи, и так далее. Этим вопросом также плотно занимается проект «Идентификация Петренко». Второе – на сцене нашей школы произошла премьера лирической думы Петренко «Найда». Рукописи этой драмы были найдены исследовательницей из Славянска Валентиной Шабановой в московском архиве три года назад. Первая постановка в истории была сделана силами учеников и учителей, и станет частью документального фильма режиссёра Щибри про нашего земляка.

Также к следующему году планируем запустить музейную комнату, посвященную Михаилу Петренко в нашей школе, сейчас на стадии собирания материала. Есть задумка воссоздать интерьер дворянской комнаты, так как в целом этот период истории Славянска освещён плохо, даже в краеведческом музее.

Так мы двигаемся к тому, чтобы присвоить это достойное имя нашей школе. Пройден этап инициирования от трудового коллектива, и сейчас идём на этап общественного обсуждения. Надеемся, что всё пройдет гладко, и городской совет либо Министерство образования одобрят будущее хлопотание. Но самое главное для нас – не только назваться декларативно, но и популяризировать творчество и жизненный путь Петренко реальными шагами.

«ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Министерство образования совместно Европейским центром имени Вергеланда и МИД Норвегии запустили проект «Демократическая школа» с целью обучения детей, учителей и громад демократическим практикам и принципам. Наша школа учувствует в этой инициативе, и я принципиальный сторонник таких подходов. Считаю, что быть авторитарным – это несовременно. Это в советской школе главная ценность учителя заключалась в умении поддерживать дисциплину, которая обеспечивалась голосом, карательными мерами, неудовлетворительными оценками, и в меньшей мере – за счёт мотивации. Хотя даже в теории советской педагогики мотивация ставилась на первое место. Я убеждён, что между кнутом и пряником нужно выбирать пряник, и доношу это до всех учителей школы. Это делает ученика психологически устойчивым и здоровым социально, педагоги должны к каждому относиться как к личности. Именно внутренние стимулы к обучению и комфортная обстановка в классе двигают прогресс в образовании.

С этой целью для педагогов, которым трудно перестроиться на новые принципы, проводятся тренинги. Второе – создание не номинального, а эффективного детского самоуправления. Мы уже изменили его систему: с каждого класса инициативная группа входит в Раду школы, которую возглавляет «глава» с функциями модератора дискуссии. Все «кукольные» должности министров, президентов мы убрали. Решения и инициативы Рады детей, которые не противоречат законодательству, я буду стараться воплощать в жизнь. Так, по предложению Рады, будет введён кружок стрельбы, запущен «КВН» в школе и так далее. Третье – внедряю в жизнь принцип «открытой школы». То есть, чтобы школа сама выходила на сотрудничество с организациями, например, ЮНИСЕФ; приглашала на уроки писателей, носителей иностранного языка, военных для улучшения качества соответствующих предметов. Школа – это часть большого общества, его подструктура и важная часть.

Жить при демократическом строе и иметь недемократические школы нельзя, дети – это наш завтрашний день. Главное – чтобы сами школы имели желание становиться демократическими, перенимать передовые практики образования. Не бойтесь изменений – толкайте их быстрее в жизнь!».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать