Как «надуть» статистику и... самих себя
Крымские «схемы» о посетителях курортаСхема крымской лжи о курорте очень проста: «памятка пропагандиста» предписывает им говорить, что за украинский период в Крыму ничего не делалось, ничего вообще не происходило кроме того, что там, мол, распространялся украинский нацизм, а вот с 2014 года, говорят, началось настоящее возрождение в Крыму всего, что было, и даже того, чего там не было раньше. Эта ложь касается в первую очередь брендовой отрасли Крыма — ее курорта. Якобы Россия после аннексии получила Крым, и прежде всего курорт, в упадке, а потом начала его возрождать. И чтобы поддерживать эту ложь, крымские коллаборационисты вынуждены статистику тасовать и тасовать, потому что не подтасовывать они уже не могут, ведь с каждым годом надо идти дальше и дальше. Одним из таких «генераторов лжи» являются ежегодные сообщения о количестве туристов, посетивших Крым.
Как сообщил российский министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко, Крым в 2020 году посетили 6,3 миллиона туристов. Притом, что из-за пандемии курортный сезон в Крыму был открыт только с 1 июля вместо мая-июня, как обычно. «Этот уникальный год показал, что Крым может работать круглый год и уже сегодня принимать гостей семь месяцев в году. А в дальнейшем, с учетом развития инфраструктуры, все двенадцать», — заявил Вадим Волченко в интервью РИА Новости. — При этом турпоток с 1 июля по 31 декабря превысил показатель 2019 года на 11%». По его же утверждению по 10 января 2021 года включительно в Крыму отдохнуло 239,7 тысячи туристов. Это, по его словам, на 14% превышает показатель аналогичного периода 2019—2020 года.
Однако бывший министр курортов и туризма Крыма в украинский период Александр Лиев не согласен с таким объяснением.
— В 2012—2013 годах Крым был переполнен, причем с мая до осени, — заявил Александр Лиев в радиоэфире сайта Крым. Реалии. — Тогда было больше шести миллионов туристов в год — это было подсчитано по международной методике. Подчеркиваю, что таким образом Крым заполнили под завязку. Сейчас же Сергей Аксенов говорит о 6,3 миллиона туристов — при пандемии, которая практически остановила мировой туризм, уменьшив его на 60%. После аннексии примерно 200 тыс. украинцев ежегодно ездили в Крым, но с введением ограничительных мер на админгранице в 2020 году этот поток тоже иссяк. К тому же проблемы с водой в Крыму стали освещать в российских СМИ, что также не способствует тому, чтобы россияне ехали на полуостров — так же, как и железнодорожные поездки по двое суток в обход Украины. Мог ли при всех этих условиях турпоток в Крым быть больше, чем в 2012 году, как заявляет Аксенов? Вопрос риторический. Не мог.
Александр Лиев считает, что российские власти Крыма при оценке туристического сезона ставят на первое место не статистический анализ, а политические соображения.
— По результатам нашего мониторинга, Крым в 2020 году принял рекордно низкое количество туристов — полмиллиона человек. Первое полугодие полуостров практически простоял пустым, а в июле-августе загрузка в основном пришлась на Южный берег Крыма. На западе всплеск был только в августе. И тем не менее 500 тыс. туристов — это довольно много, учитывая и COVID-19, и оккупацию, и все другие проблемы. В Украине это можно сравнить с Карпатами, принявшими 800 тыс. человек в год — что было меньше, чем обычно, из-за наводнения и проблемы с транспортом во время пандемии...
Не согласен Александр Лиев и с новогодней крымской статистикой: «Что касается 240 тыс. туристов в Крыму на новогодние праздники — да, до оккупации полуостров принимал столько людей с 20 декабря по 15 января. Однако 80% из них были жителями материковой Украины! Я бы не сказал, что в 2020 году сложились условия, чтобы весь этот объем заполнили россияне. Поэтому и это неправда».
Больше всего заполнен Крым был в конце советского периода, когда отдых был доступен для многих людей, а выезд за границу был ограничен. Тогда Крым принимал в среднем 8 млн туристов, хотя официальная статистика часто превышала и этот показатель и некоторые представители курортной сферы говорили о 10 млн, но расчет показывает, что такое количество туристов Крыму просто некуда было вместить. Однако структура туристов тогда была довольно своеобразной. Отели и базы отдыха вмещали немного туристов, примерно до 30 процентов, а остальные приезжие были так называемыми дикими курортниками, которые жили преимущественно в собственных палатках, а то и под открытым небом, потребляли пищу, привезенную с собой в рюкзаках. Поэтому подсчет туристов тогда вели довольно оригинальным способом — количество потребленного хлеба, воды, так как их не везли, а покупали на месте, а также по количеству «производимого» мусора.
И сегодня эксперты, знающие возможности Крыма по приему гостей, утверждают, что «Крым в нынешних условиях способен принять около 8 млн туристов в год, если отдыхающих будет больше, значительно пострадает качество обслуживания». «Мое ощущение: до восьми миллионов туристов в год Крым сегодня готов и может принимать. Больше — уже большой вопрос», — отметила глава Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Стамбульникова во время недавней онлайн-пресс-конференции.
Она не одинока в своих оценках: «готельеры говорят, мы примем сколько угодно: 10 млн, 15 млн. Надо трезво подходить. Цифра в 8 млн фигурирует с советского времени. Если мы примем даже на 500 тыс. больше, то упадет качество туристического обслуживания, турист уедет недовольным. Мы будем наблюдать перегрузки инфраструктуры», — считает доцент кафедры туризма Таврической академии нынешнего Крымского федерального университета, кандидат географических наук Игорь Вахрушев.
Однако надо иметь в виду, что это при условии круглогодичной работы курорта с полной нагрузкой, с января по декабрь, без перерывов на пандемию, а в прошлом году Крым фактически полгода простоял, откуда 6,3 миллиона?
Даже в 2012 и 2013 годах Крым принимал по официальным подсчетам Украины по 6 млн туристов. В 2014 году в связи с оккупацией начался кризис крымского курорта, который продолжается до сих пор. В 2014 году по официальной статистике оккупантов количество туристов упало до 4 миллионов, а на самом деле по оценкам украинских экспертов — до 1 миллиона в год.
В 2015 году крымские оккупанты подняли статистику посещений до 4,59 миллиона, в 2016 — до 5,57 миллиона, в 2017 падение до 5,39, в 2018 — рост до 6,8, и в 2019 — до 7,87. Однако все это опять же фантазии оккупационных пропагандистов, поскольку по данным украинских экспертов Андрея Клименко из Института Черноморских исследований и экс-министра курортов Крыма Александра Лиева, которые ведут подсчеты по международным методикам, в эти годы количество туристов колебалось от 1 до 3 миллионов. Чтобы максимально увеличить эту цифру, оккупационное министерство курортов и туризма Крыма включает в количество туристов всех местных жителей, которые по несколько раз в год выезжают и заезжают в Крым, а самолеты, автомобили и поезда в Крым считают, будто они были загружены полностью. Например, на Керченском мосту дежурные и автоматика считают количество автомобилей, въехавших в Крым, и тогда считают, что в каждом автомобиле было 5 человек, в каждом микроавтобусе по 11—18, в каждом автобусе заняты все места. В аэропорту берут количество прилетевших самолетов и умножают на общее количество мест, хотя в большинстве случаев они загружены не полностью. А если и этого мало, то в ход идут простые приписки, чтобы непременно показать увеличение на сколько-то там процентов. Ведь Россия не может не показать рост Крыма в условиях оккупации. Просто им нравится обманывать самих себя, так как кроме них в эти цифры никто не верит. Поэтому российская курортная статистика — это средняя температура больных по палате, и ориентироваться на нее — значит обманывать самих себя.