Харьков стал героем фильма о казненных кобзарях

31 октября в Харькове при двух переполненных залах состоялся предпремьерный показ фильма «Поводырь» Олеся Санина. На показ и обсуждение пришли не только режиссер с одной из героинь и своей женой, актрисой Ириной Саниной, но и многие харьковские незрячие актеры и кобзари, которые приняли участие в съемках. Также присутствовал писатель Сергей Жадан, который в коротком эпизоде сыграл своего любимого культового поэта-футуриста Михаила Семенко. Однако не только люди, но и сам город Харьков стал полноправным героем исторического фильма, уверяет Олесь Санин.
Трагические события фильма, в котором художественно представлена история казни съезда кобзарей, отразили историю Харькова 30-х годов - актеров театра «Березиль», репрессированных украинских писателей, музыкантов, художников. «Это был город, который верил в свое светлое будущее, но превратился в город темноты, где уничтожалась свободная мысль», - отметил режиссер Олесь Санин. Поэтому Харьков стал не только местом съемок, но и участником действия, с которым были связаны маленькие чудеса, постоянно случавшиеся с актерами и режиссером во время работы, и изменившие их. Например, оказалось, что один из харьковских богачей, обладатель тракторного завода, сдал на металлолом первый харьковский трактор, но добрые люди спасли эту историческую машину и доставили режиссеру, поэтому трактор тоже «снялся» в кино. А скульптура в композиции харьковского памятника Шевченко, так называемая «девушка с книгой», напомнила режиссеру известную певицу Джамалу, сыгравшую главную героиню. Так появилась сцена, где из Джамалы создают скульптуру.
В обсуждении фильма сразу после показа принял участие выдающийся художник и историк харьковчанин Макс Розенфельд, известный своими экскурсиями по городу. Режиссер назвал Максима, который помогал в создании архитектурно-художественных символов, «ангелом-хранителем Харькова». Именно Максим рассказал режиссеру, что Госпром строился таким образом, чтобы напоминать первые ноты Интернационала. Кроме отбора значимых и культовых мест для съемок, дизайнер занялся воспроизведением «Летатлина», культового аппарата, сделанного в 30-е годы художником-конструктором Владимиром Татлиным, который стал олицетворением «крыльев мечты» в фильме. «Оказалось, что Татлин, автор «махолета», был харьковчанином. Меня это поразило, - рассказал Макс Розенфельд. - Потому что Харьков, который по замыслу был Аэроградом, городом мечты, оказался им на самом деле! Нам не надо было ничего выдумывать, просто взять документальные факты».
Режиссер признался, что не мог представить тех изменений в стране, которые начались после сентября 2013-го, когда фильм был закончен. Фильм, рассказывающий об истории казни украинской культуры, оказался пророческим, ибо многие из событий прошлого сейчас звучат в ежедневных новостях, поражен Олесь Санин. «Это означает только, что методы НКВД, палачей украинского народа не изменились», - отметил режиссер. Зрители также заметили, что некоторые моменты фильма дословно воспроизводились в реальности через год после съемок. Чего стоит кадр с карандашом, который ломается в пальцах героя? Или застенки в подвалах, которые сейчас повторились в издевательствах террористов над пленными на Донбассе. И поэт Сергей Жадан, и незрячий журналист Володя Носков, которые снялись в трагическом фильме в 2012 году, пострадали от рук пророссийских бандитов на центральной площади Харькова в 2014 году.
Section
День Украины