Коктейль Молотова
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030123/412-2-1_0.jpg)
Впрочем, жанр представления под названием «Масскульт», прошедшего в Молодом театре, определить сложно: поэтический вечер? Джазовый сейшн? Аудиовизуальный перформенс? Ясно только, что уже сейчас эту акцию можно назвать одним из центральных событий концертно-премьерного сезона. В создании того, что происходило на подмостках Молодого, участвовали музыканты из талантливого польского джаз-трио «Олесь-Тшаска-Олесь» и три заметнейших украинских поэта — Юрий Андрухович, Андрей Бондарь и Сергей Жадан.
Понятно, что при таком наборе имен — культовые Андрухович с Жаданом плюс близкий к таковому статусу Бондарь — иных средств для привлечения зрителей не требовалось. Однако результат превзошел все ожидания. Причина, похоже, не только в том, что тот же Андрухович давно не выступал со свежими текстами — просто интеллектуальная публика, вопреки газетному пессимизму, растет в числе, да и потребность в поэтическом слове не идет на убыль. Иными словами, сегодня в Украине есть кому писать хорошие стихи (здесь, кстати, столица «пасе задніх» — Андрухович — из Ивано-Франковска, Жадан — из Харькова), равно как и есть кому их слушать — с жадным вниманием.
Впрочем, драматургия вечера строилась не только на текстах — литературных и музыкальных — но и на сочетании очень несхожих темпераментов. Несколько вальяжный, хрипловатый Андрухович, ровный и стеснительный Бондарь, сосредоточенный и острый Жадан... Их нельзя назвать лидерами разных поколений в своем цехе. Скорее, здесь — столкновение индивидуальностей, контрастных мировоззрений, творческих систем — тот необходимый конфликт, которым только и жива литература. И в том, что исполняли все трое, это очень ощущалось. У Андруховича злободневность, горький сарказм значительно потеснили утонченную чувственность и иронию его ранних работ. Немалая толика актуальности (даже политической) в сочетании с меланхолией присуща и верлибрам Бондаря. Однако негласное первенство в литературной части «Масскульта» следует признать за Сергеем Жаданом. Именно его стихи, хотя и не срывали интенсивный, частый аплодисмент, оставляли ощущение путешествия в совершенно особый, завершенный изнутри мир, в его строках проступало то дивное сплетение образов, которое способно заворожить слушателя вопреки всем рациональным рамкам — настоящая власть воображения.
Что до польских джазменов, то они, как представляется, справились со своей задачей — быть не просто фоном, но и посильными участниками события — их импровизации подчас оттеняли, а иногда и дополняли декламацию. А в конце поэты сами устроили нечто вроде небольшой вербальной джаз-сессии — читая поочередно в один микрофон свои стихотворения. Получился единый финальный аккорд, достойный последней фразы — «Памяти Сергея Набоки»...
Значение «Масскульта» трудно переоценить. В Украину (вечер повторят в Харькове) возвращается практика литературных вечеров, причем не просто как малолюдных гуманитарных радений, но как резонансных событий. Жадан вначале предлагал назвать акцию «Коктейль Молотова». Название изменили, суть осталась — дан старт «огнеопасным», но крайне необходимым для отечественной словесности событиям. Результаты могут быть — столь же непредсказуемые, сколь и плодотворные.
Слишком много накопилось у нас старых, заржавелых бронемашин.
Выпуск газеты №:
№12, (2003)Section
День Украины