Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Компенсации пострадавшим от фашизма: как правильно?

05 января, 00:00

Вчера представители Международного движения бывших малолетних узников фашизма собрались, чтобы заявить во всеуслышание о том, «что у них не все так хорошо, как кажется». Напомним, что пять месяцев тому назад немецкая сторона начала выплачивать материальную компенсацию украинским рабам третьего рейха. Эти выплаты производились через основанный, согласно закону ФРГ, Фонд «Память, Ответственность и Будущее». Тем не менее недовольство бывших узников из стран Восточной Европы растет. А руководители движения утверждают, что дискриминация относительно них еще жива, поскольку на одну доску поставили выходцев из СССР и из стран Запада, которые «на протяжении десятилетий пользуются благами выплаченных им пятизначных денежных компенсаций». По словам председателя Международного движения бывших узников фашизма в Киеве Владимира Литвинова, принятый бундестагом закон сплошь состоит из противоречий и является крайне избирательным. В первую очередь, это касается положения о том, что компенсационные выплаты предназначаются подневольным работникам и пострадавшим от другого произвола в годы национал-социализма, но в то же время в законе нет графы финансового обеспечения тех, кто работал в отрасли сельского хозяйства и детей, которые в то время были младше 12 лет. Такое положение вещей, по их мнению, провоцирует противостояние в рядах самих жертв.

На пресс-конференции представители движения поставили целый ряд вопросов, адресованных немецкому правительству, в частности, почему немецкий «выплатной» закон так существенно отличается от аналогичного австрийского, почему деятельность Фонда остается для жертв нацизма тайной за семью замками, почему немецкая сторона игнорирует идею выплат компенсаций принудительным работникам на территории оккупированного Советского Союза, и наконец, почему в отличие от уже упомянутой Австрии выплаты совершаются в два этапа, что неминуемо провоцирует вопрос: не станут ли 65% от намеченной суммы последними деньгами, полученными от немецкой стороны, мягко скажем, уже немолодыми людьми?

Представители движения подготовили открытое письмо, адресуемое немецкой общественности, в котором по пунктам изложены все претензии к немецкой стороне. Подобные письма будут направлены также в Верховную Раду Украины, вице-премьер министру Владимиру Семиноженко и в МИД. Правда, присутствовавший на пресс-конференции консул ФРГ Мартин Шиффер несколько по-иному смотрит на ситуацию и отрицает заявление главы Украинского союза узников — жертв нацизма Михаила Демидова о том, что при обсуждении закона о выплатах украинская сторона практически не имела права голоса, и что при попытке не согласиться с формулировкой представителям стран Восточной Европы предлагалось покинуть зал. Консул ФРГ отметил, что во время подписания документа Украина не высказывала никакого протеста против предложенного компромисса, а кроме этого объяснил поэтапность выплат гражданам Восточной Европы. «Поскольку нам было неизвестно точное количество пострадавших от нацизма в этих странах, мы дали шанс в период между выплатами подать подтверждающие документы тем узникам, которые не успели или не смогли это сделать раньше», сказал Мартин Шиффер.

Таким образом, вопрос о том, кто прав, а кто виноват в этом споре остается пока еще риторическим. Тяжелую эмоциональную окраску дискуссии придавали живые истории. Семидесятичетырехлетняя Любовь Соколова рассказала, как ее доставили в Германию в вагоне, где перевозят скот, и как уже в 12 лет начала работать на пороховом конвейере. Некоторые из выступающих, наоборот, высказывали свой протест против материальных компенсаций с немецкой стороны, утверждая, «что жалкая подачка не сможет стереть из памяти печать дней, проведенных в концлагерях».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать