Перейти к основному содержанию

Кому выгодно исчезновение Гонгадзе

21 сентября, 00:00

Вчера в течение дня по-прежнему не было никакой содержательной информации о судьбе Георгия Гонгадзе. По факту исчезновения руководителя проекта Интернет-газеты «Украинская правда» прокуратура Печерского района г. Киева возбудила уголовное дело по статье 94 Уголовного кодекса «умышленное убийство», сообщил начальник ГУМВД в Киеве Юрий Смирнов . В то же время он отметил: «На сегодня достоверно сказать, убит он или жив, нельзя». По словам Ю Смирнова, отрабатывается 3 версии исчезновения журналиста — «совершение преступления на почве неприязненных отношений у него с женщиной», «на профессиональной почве» и «на почве других личных конфликтных ситуаций».

По сообщению агентства Интерфакс-Украина, ход расследования находится на личном контроле президента и министра внутренних дел Украины. Кабинет министров Украины в среду заслушал информацию первого заместителя министра внутренних дел Николая Джиги о ходе расследования дела по факту исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе. В среду «Дню» в центре общественных связей Главного управления МВД в Киеве лишь повторили информацию, переданую во вторник агентством Интерфакс-Украина. При этом добавили, что уголовное дело по статье «умышленное убийство» было возбуждено в связи со значительным общественным резонансом этого события.

Несмотря на эти заявления представителей милиции, у журналистов остается много других вопросов. Почему, скажем, нет никакой информации от СБУ? Есть ли уже хотя бы какие-то реальные зацепки, позволяющие выдвигать более содержательные, чем было до сих пор, версии случившегося? Очевидно, на эти и другие вопросы представители силовых структур могли бы ответить на пресс-конференции. Почему таковой до сих пор не состоялось?

Между тем, в среду ряд заявлений сделали политики. Выступая в среду на заседании ВР, лидер партии «Собор» Анатолий Матвиенко заявил, что он настаивает на заслушивании отчета министра внутренних дел в связи с исчезновением Георгия Гонгадзе и требует создать следственную депутатскую комиссию для осуществления общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Депутатская группа «Возрождение регионов» разделяет обеспокоенность общественности по поводу исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе и требует как можно более быстрого проведения расследования. Об этом говорится в обращении депутатской группы «Возрождение регионов» за подписью лидера группы Александра Волкова, распространенном в среду в Верховной Раде. Вместе с тем, членов группы «Возрождение регионов» «настораживают попытки определенных политических сил использовать этот факт ради достижения собственных сомнительных целей».

У читателей и зрителей может возникнуть вопрос: почему мы столь пристально следим именно за судьбой Георгия Гонгадзе? Разве не происходит подобное с сотнями людей других профессий — и практически остается незамеченным? Принимая саму возможность такого вопроса, мы, тем не менее, настаиваем не только на том, что журналисты свою цеховую солидарность могут проявить именно так — через общественный резонанс. И не в том только дело, что Георгий в достаточной мере заметная личность в стране. Главное, как нам кажется, — в том, что положение журналистов в стране по природе их профессии является как бы лакмусом состояния общества в целом. Ответьте на вопрос, каково положение журналистики, каков уровень ее взаимоотношений с властью и каков ее авторитет у населения, какие функции она выполняет в стране — и вы получите ответ на вопрос о том, каково само общество.

Уже в двух своих подачах (см. «День» № 168 и 169) об исчезновении Георгия мы подчеркивали, что отнюдь не идеализируем его и достаточно критично оцениваем многое в его деятельности: начиная от некой «всеядности», которая позволяла ему работать конкретно на определенные политические структуры, в разное время — на разные, предельно разные по своей идеологии, до использования часто непроверенной, однозначной информации. Точно так же мы можем говорить о том, почему из того же сайта FLB перепечатывались компроматы на одних украинских политиков и изымались — на других... и т. д., и т. п. Но — все это вопросы, которые можно было задавать Георгию в дискуссии. И ни один из этих вопросов не мог бы быть оправданием нашего молчания в ситуации беды.

«День» по-прежнему печатает комментарии экспертов к произошедшему.

КОММЕНТАРИИ

После того как на четвертый день с момента исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе не было никакой информации о его местонахождении, кроме таинственного телефонного звонка в понедельник в посольство Грузии, в котором среди трех людей, якобы знающих о местонахождении журналиста, была названа фамилия депутата Александра Волкова, найти этого депутата в помещении парламента оказалось почти невозможным. Давало шанс только назначенное в среду после большого перерыва совещание депутатского большинства, на котором Волков обязательно должен был присутствовать и около дверей которого я собирался спросить депутата о судьбе Гонгадзе.

Все оказалось проще: Александр Волков появился в парламенте в половине двенадцатого и сразу же согласился дать интервью. На тридцатой секунде вокруг нас с Волковым собралась огромная толпа вооруженных телекамерами «шакалов пера». Было видно, что Александр ВОЛКОВ готов к вопросам, а потому говорил спокойно и уравновешенно:

— То, что происходит, странные вещи. Люди, которые задумали эту провокацию, думают остаться безнаказанными. Мы найдем тех, кто стоит за этим. Я уверен, что исчезновение Гонгадзе связано с его профессиональной деятельностью. Это дело политическое. Что касается меня, то ничего такого, что компрометировало бы Волкова, этот журналист не опубликовал. Он меня не критиковал. Он только перепечатывал материалы из различных изданий, которых полным-полно в Интернете и которым уже много лет. Эта грязь против меня запускается уже давно, однако Гонгадзе не имеет к этому отношения. Нужно сделать все, чтобы как можно быстрее раскрыть это дело. Если раньше дела о покушениях на журналистов не доводились до конца, то сейчас это все-таки следует сделать. Это можно сделать, если очень этого хотеть. Еще раз отмечаю, что это дело политическое, причем шитое белыми нитками. Я не буду называть тех, кто стоит за этим. Спросите об этом лучше тех, кто высказывает различные предположения, и относительно меня также. Мне очень неприятно, что в грязных политических играх может пострадать человек, к ним непричастный. Очень бы хотел, чтобы все кончилось хорошо для Гонгадзе, чтобы его нашли невредимым.

Депутат выразил готовность войти в состав депутатской следственной комиссии, которая станет заниматься изучением обстоятельств исчезновения журналиста, если такая комиссия будет создана. Комментируя информацию неизвестного, звонившего в грузинское посольство и назвавшего в числе людей, кто может что-то знать о судьбе Гонгадзе, министра внутренних дел Кравченко, Волкова и криминального авторитета, депутат заметил, что комментировать надо тому, кто звонил. А на следующий вопрос, не была ли это провокация против него, Волков ответил риторическим вопросом: «А как вы считаете?». И, подчеркнув, что дело шито белыми «суровыми нитками», сказал: «Но то, что за этим стоят профессионалы, которые или сегодня, или когда-то работали в спецслужбах, это — сто процентов». Почти в то же время и на том же самом месте у входа в зал заседаний ВР свою точку зрения на «дело Гонгадзе» высказал депутат Александр ЕЛЬЯШКЕВИЧ :

— Нельзя поручать расследование дела об исчезновении Гонгадзе тем, кому ее поручили. Если они будут этим заниматься, сценарий почти наверняка известен. Спустя несколько месяцев окажется, что Гонгадзе якобы когда-то давно одолжил и кому-то не отдал деньги, либо еще будет какая-нибудь подобная этой версия. Т.е. как дело политическое исчезновение Гонгадзе рассматривать не будут. Ему придадут уголовный оттенок, возможно, даже найдут в преступной среде кого-то, на кого можно было бы возложить ответственность за случившееся. Если же мы хотим объективного расследования, то этим должны заниматься люди, не зависящие от нынешних руководителей правоохранительных органов, так как они еще не раскрыли ни одного дела, имевшего политический подтекст.

Наталья ПЕТРОВА, IREX ProMedia, консультант программы правовой защиты и образования:

— Я не знаю, какой информацией располагают органы внутренних дел, на основании которой прокуратура Печерского района г. Киева возбудила дело именно по статье 94 Уголовного кодекса «Умышленное убийство». Может быть, в их распоряжении есть какие-то явные доказательства, но мне кажется, что это не совсем корректно. Основания для возбуждения подобного уголовного дела предусматривает статья 94 Уголовно-процессуального кодекса. В ней определены конкретные случаи, и указано, что уголовное дело может быть возбуждено также в тех случаях, когда есть достаточные основания, которые указывают на наличие признаков преступления.

На сегодня нам известно только, что Георгий исчез. А в официальных сообщениях говорится о том, что органы внутренних дел рассматривают несколько версий этого исчезновения. Но у правоохранительных органов, вероятно, есть определенные основания для принятия подобного решения.

Николай НЕСЕНЮК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать