Перейти к основному содержанию

Кондукторы против конструкторов

Покорители космоса ходят пешком на свои огороды
30 мая, 00:00

С бывшим однокурсником Президента Украины — Юрием Кузьмичем Холодом — мы познакомились осенью прошлого года, когда в Днепропетровске готовилась юбилейная встреча выпускников физтеха ДГУ. Мой собеседник оказался настоящей находкой для журналистов. И не только потому, что близко знал Леонида Кучму и жил с ним в одной комнате студенческого общежития, но и как человек, много лет проработавший в ракетно-космическом конструкторском бюро «Южное». Поговорили мы тогда и о нелегком житье- бытье бывших ракетчиков, многие из которых ныне уже пенсионеры. Тем не менее, случилось так, что совсем недавно нам довелось опять вернуться к этой теме. Юрий Кузьмич позвонил по телефону и попросил помочь ему и его бывшим коллегам в одной изрядно надоевшей проблеме.

Суть ее такова — еще в восьмидесятые годы сотрудникам КБ «Южное» возле поселка Кировское выделили дачные участки. Брали их с охотой, в том числе и Леонид Кучма, и, как оказалось позднее, совсем не напрасно. В нынешние трудные времена для многих ракетчиков-пенсионеров урожай с шести соток своего сада-огорода при скромной пенсии стал серьезным подспорьем. «Кормимся от этой земли мы с женой, рассказывает Юрий .Кузьмич, да еще и детям помогаем». И все бы ничего, но добираться до садоводческого товарищества «Сфера» в последние годы стало настоящим мучением. Катера по Днепру ходят теперь редко, и по сути единственным транспортным средством остаются маршрутные автобусы. Дальше пожилым людям приходится идти пешком еще 3 километра с гаком. Решить эту транспортную проблему товарищество «Сфера» пыталось не раз, обращаясь с письмами к руководству автотранспортных предприятий. Предлагали продлить маршрут до дач или заключить договор о выделении отдельного рейса, но воз, как говорится, и ныне там. «Иногда пройдешься по жаре туда и обратно, — говорит Юрий Кузьмич, перенесший тяжелое заболевание и имеющий третью группу инвалидности, — и сердце заходится. А каково женщинам»?

Впрочем, сердце, а еще больше душа, у ветерана-ракетчика все чаще болит от другого — то и дело пассажирам-льготникам приходится терпеть хамство водителей и кондукторов. Вот выдержки из его писем к начальнику областного управления автомобильного транспорта и директору предприятия- перевозчика ОАО «ДАТП 11231»:

«3 сентября 1999 года я ехал в микроавтобусе по маршруту 122 Б «площадь Островского — пос. Кировское» на льготных правах. При посадке показал удостоверение (участника Великой Отечественной войны) водителю. При выходе водитель снова потребовал удостоверение, забрал его, стал вымогать оплату и отказался возвращать мне удостоверение. В мой адрес было сказано много неприятного. С большим трудом удалось забрать свой документ».

«12 декабря 1999 года я был свидетелем, когда другой водитель указанного маршрута оскорбительно обращался с ветеранами войны, отказывался брать льготников».

«12 июня 2000 года в центре пос. Кировское я сел в автобус, следующий по маршруту 122 Б, предъявил кондуктору удостоверение участника ВОВ на право льготного проезда. Кондуктор — молодой человек заявил, что его автобус коммерческий и стал в грубой форме говорить всякие гадости и оскорбительные слова, трясти меня за плечи и угрожать физической расправой. Аналогично вел себя этот кондуктор и с другими льготниками. Грубое отношение к пассажирам-льготникам, а порою вымогательство оплаты за проезд можно наблюдать и со стороны прочих кондукторов. Льготникам запрещают садиться в автобус и угрожают насильно высадить их по дороге».

«8 марта 2001 года водитель, невзирая на предъявленное удостоверение потребовал оплату, оскорбительно обращался. Из Кировского до дач мне пришлось идти пешком с тяжелой болью в сердце».

Подобных инцидентов, случившихся с ним или с его бывшими коллегами по КБ «Южное», Юрий Кузьмич, по его словам, может назвать великое множество. А переписка с АТП, областным управлением автомобильного транспорта, жалобы на безобразное поведение водителей и кондукторов? Ответы чиновников, пожалуй, можно было бы издать отдельной книгой. Нельзя сказать, что все эти заявления остаются без ответа. В них сообщается. что виновные наказаны, отстранены от должности, сняты с маршрута. Бывало и такое, что кондукторы приносили извинение в устной или письменной форме, признавая. что участникам войны прав на льготный проезд никто не отменял. Тем не менее, унижение достоинства ветеранов, по словам Юрия Кузьмича, продолжаются и поныне.

Сами руководители АТП, а также областного транспортного управления, склонны объяснять происхождение , как говорится в одном из официальных ответов, «отрицательными явлениями в развитии экономики страны», которые «отразились бы на работе автомобильного транспорта и, соответственно, на транспортном обслуживании населения». Среди таковых перечисляются повышение цен на топливо, запчасти, автошины, из-за чего «автопредприятия сказались в сложном финансовом положении». Кроме того, говорится далее, «практически прекращено финансирование перевозки граждан льготных категорий из бюджета». Как следствие, транспортники вынуждены «вводить ограничения в предоставлении мест гражданам, которые на это имеют право». Из за недостатка собственныхтранспортных средств автопредприятия на условиях договоров привлекают для работы на маршрутах частных лиц — владельцев транспорта. «С этими перевозчиками, — сокрушенно констатируется в письме, — значительно сложнее проводить профилактическую работу, нежели с водителями — штатными работниками автопредприятий».

В самом деле, с «профилактической работой» на днепропетровском транспорте, очевидно, не все в порядке. Не так давно на одном из совещаний, где присутствовала пресса, пришлось услышать о вовсе диком случае. Разгневанный водитель высадил по дороге безбилетного слепого. Ощупывая палочкой дорогу, бедняга до самой поздней ночи пробирался домой из центра города на отдаленный жилмассив. Что уж там говорить о зрячих... И все же Юрий Кузьмич Холод задается вопросом: до каких пор будут попираться законные права пенсионеров и ветеранов? И почему бывшие конструкторы, «учившие ракеты летать», сегодня не могут добраться до своего огорода? Окончательный ответ от местных чиновников, которые ссылаются на объективные трудности и политику правительства, он отчаялся получить. То ли в шутку, то ли всерьез Юрий Кузьмич говорит о том, что подумывает вместе со своими коллегами — раньше по КБЮ, а теперь по даче — обратиться к своему бывшему «однокласснику» Леониду Кучме, который вскоре приедет в Днепропетровск на украино-польский экономический форум. Беспокоить Президента по таким «пустякам» как-то неудобно, но, с другой стороны, дача Леонида Даниловича, на которой он в прежние времена сам любил поработать, тоже находится в садовническом товариществе «Сфера». Стало быть, и все проблемы надо решать сообща, по-соседски, считают бывшие ракетчики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать