«Круговорот» чиновников в природе

Указом Президента упразднен институт госсекретарей министерств, их первых заместителей и заместителей, который просуществовал два года. В то же время возобновлены должности первых заместителей и заместителей министров.
Теоретическая база, подведенная отечественными политологами два года назад под учреждение института госсекретарей, оказалась не только напрасным трудом, но еще и скомпрометировала своих творцов. О том, что госсекретари назначались до окончания срока пребывания на своей должности нынешнего главы государства, теперь можно не вспоминать. Не прижилось на отечественной почве это принесенное с запада нововведение.
Два года назад, точнее 29 мая 2001 года, когда были введены должности госсекретарей, эти назначенные Президентом чиновники должны были обеспечивать Леониду Кучме контроль над новым правительством. Тогда также говорилось о коалиционном правительстве, о том, что наши министры должны стать политическими фигурами, а госсекретари должны обеспечивать стабильность. Приводились даже примеры чуть ли не пожизненного пребывания чиновников на таких должностях в странах с более устоявшимися чем наши демократическими традициями.
Отечественный чиновник, как тот боец из компьютерной игры, имеет в таком случае не одну, а много жизней, перевоплощаясь приблизительно раз в два года, во время очередной реорганизации.
Два года существования госсекретарей министерств показали, что политическими фигурами большинство наших министров не стало. Потому что, так и не стало реальностью коалиционное правительство. Министры, как и раньше, были министрами, а госсекретари при них стали обычными первыми замами. Только под другим названием. Относительно политичности того или иного министра, то это у нас никогда не зависело от должности.
Если госсекретари незаметно преобразовались в первых заместителей министров, то кому это все могло мешать? Причем так сильно, что возникла острая потребность их должности упразднить? На поверхности лежит пока только одно объяснение — в Украине теперь другое правительство, которое строит свою работу на несколько иных основах, чем предыдущее. Наличие «неприкосновенных» госсекретарей в министерствах явно вошло в противоречие с текущим моментом. Потому что хоть и выполнял госсекретарь практически те же самые функции, что и первый заместитель министра, его нельзя было так просто освободить. Разве что — министром назначить.
Поэтому и наступило время очередной министерской реорганизации. За два месяца госсекретари должны сдать дела. Многие сдадут их сами себе, просто переменив табличку на дверях в министерстве. А по тем, кто уйдет с должности госсекретаря в другом направлении, можно будет судить в чьих именно интересах проводится министерская чистка.
Остается следить за кадровыми изменениями в министерствах, которые, конечно же, улучшат и ускорят все что нужно. Само же слово «госсекретарь» теперь будет значить то же самое, что и раньше — руководитель Госдепартамента США. И не более!
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ФЕСЕНКО, Центр прикладных политических исследований «Пента»:
— Формально от ликвидации института госсекретарей выигрывает правительство. Ведь должности госсекретарей вводились два года назад как некий президентский противовес «политическому Кабмину», как определенный стабилизатор исполнительной власти на случай правительственной чехарды. На самом деле и тогда и сейчас в большей степени идет речь о простом переименовании одних и тех же должностных позиций, нежели о существенном изменении их статуса, функций и полномочий. Забавно, но и введение института госсекретарей и его отмена обосновывались ссылкой на европейский опыт.
Президент ничего не делает просто так. В указе об отмене института госсекретарей таится немалая интрига. В апреле в послании парламенту он заявил, что «утверждение политического статуса министра должно сопровождаться укреплением института государственных секретарей правительства и министерств, которые назначаются Президентом», а вчера собственным указом отменяет этот институт. Может быть, отказываясь от госсекретарей Президент откажется и от идеи формирования правительства парламентом? Это предположение выглядит весьма парадоксальным, но… В любом случае данный указ следует рассматривать в контексте политической реформы. Ведь как раз институт госсекретарей является одним из ключевых пунктов, соединяющих воедино политическую и административную реформу. Президент принес институт госсекретарей в жертву. Кому и в обмен на что? Пока это загадка. Ответ на второй вопрос отчасти может быть получен на следующей неделе после представления новой версии президентского законопроекта о конституционной реформе.
Еще одна версия — «отмена госсекретарей» является формальным поводом для кардинальной чистки верхушки аппарата Кабмина. Согласно указу Л.Кучма поручил премьер-министру Украины внести в двухмесячный срок предложения по кандидатурам на посты первых заместителей и заместителей министров. Начинается новый виток борьбы за кадры и сложных политических игр в исполнительной власти.
Создается впечатление, что коллизия с госсекретарями лишний раз свидетельствует о том, что и политическая и административная реформа, которые стратегически важны для страны, приносятся в жертву локальным тактическим интересам.
Выпуск газеты №:
№90, (2003)Section
День Украины