Леонид КРАВЧУК: «В Украине пока рано поднимать вопрос об участии в выборах кандидатов с непогашенной судимостью»
На днях стало известно, что Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) уже подготовила свои рекомендации к законопроекту относительно внесения изменений к Конституции Украины. В Комиссии надеются, что Конституционная ассамблея учтет все внесенные поправки
На днях стало известно, что Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) уже подготовила свои рекомендации к законопроекту относительно внесения изменений к Конституции Украины. В Комиссии надеются, что Конституционная ассамблея учтет все внесенные поправки для того, чтобы украинское законодательство стало еще на шаг ближе к европейским стандартам. Речь идет, в частности, о совершенствовании избирательного законодательства в пунктах возможности баллотирования на выборах осужденных граждан. Кроме того, европейские эксперты просят пересмотреть сроки и процедуру получения гражданства, а также позволить гражданам других государств принимать участие в избирательной агитации.
Украинская сторона достаточно скептически отреагировала на выводы европейцев. Например, министр юстиции Елена Лукаш в комментарии Би-би-си уже успела заявить, что лицо с непогашенной судимостью не имеет права на президентское кресло. Мол, «системный анализ Конституции позволяет сделать вывод, что лицу, которое хочет стать президентом, но имеет судимость или отбывает наказание, будет очень трудно или невозможно стать главой государства». «Это вопрос правоприменения, и он четко решен в действующем законе о выборах Президента Украины», — резюмировала министр.
Впрочем, если взять ст. 103 Конституции Украины, которая касается критериев отбора кандидата на пост президента Украины, то там просто нет требования об отсутствии судимости за совершение какого-либо преступления. В то же время в действующем законе о выборах Президента Украины существуют ограничения для осужденных лиц и лиц, имеющих судимость, для баллотирования на должность президента. Соответствующая правовая коллизия выводит на поверхность сразу несколько проблем отечественного законодательства: существование законов, которые противоречат нормам Конституции Украины; необходимость дополнительного толкования положений Основного Закона; разночтение и судебные прецеденты, которые в конечном итоге приводят к игнорированию гражданами «буквы закона».
Насколько реальным является внесение в украинское законодательство изменений, предложенных Венецианской комиссией (в том числе для того, чтобы избежать вышеупомянутых проблем), учтет ли Конституционная Ассамблея рекомендации международных экспертов и когда ожидать обнародования окончательного проекта концепции изменений к Конституции «День» общался с первым Президентом Украины, председателем Конституционной ассамблеи Леонидом Макаровичем КРАВЧУКОМ.
— Леонид Макарович, целесообразны ли предложенные Венецианской комиссией изменения к украинскому законодательству, в частности в вопросе относительно участия в выборах кандидатов с непогашенной судимостью?
— Если рассуждать с позиции прав человека, их толкования и акцентирования внимания на общегуманитарных, гуманных ценностях, то, конечно, здесь нужно прислушиваться и изучать этот вопрос. Однако я сейчас не могу точно сказать, насколько мы, украинцы, готовы к такому повороту, учитывая наше советское прошлое, ментальные особенности, разгул криминалитета и многие другие аспекты. Я боюсь, чтобы внедрение соответствующей нормы не стало для нас импульсом к тому, что сам суд и его приговоры фактически утратят свое политическое значение и будут базироваться исключительно на уголовной ответственности. По крайней мере в нашей стране криминал с политикой настолько тесно переплетен, что я, например, не могу с уверенностью сказать, что во многих случаях есть чисто уголовные дела. Особенно заметно эта тенденция проявляется тогда, когда соответствующие дела касаются должностных лиц, чиновников, народных депутатов и т. д. Здесь все перепутано и завязано в единый узел, потому для нас, я думаю, пока рано поднимать вопрос об участии в выборах кандидатов с непогашенной судимостью в таком широком смысле слова.
Конечно, какие-то шаги в этом плане нужно было бы сделать, но для того, чтобы конкретно ответить на этот вопрос, его необходимо очень серьезно рассмотреть. Поэтому когда мы в Конституционной ассамблее где-то в октябре будем рассматривать концепции изменений к Конституции Украины, мы обратим внимание и на этот вопрос — в комиссиях Ассамблеи, в рабочих группах, на оргбюро — для того, чтобы потом на фоне широкой дискуссии прийти к однозначно единому выводу. Каким этот вывод будет, мне сейчас сложно говорить, но то, что мы должны рассмотреть, выучить и учесть ситуацию, которая, как я уже отметил, существует в Украине на ее переходном этапе — это однозначно. Однако только после глубоких исследований, изучения, анализа, мы сможем сделать общий вывод.
Если же говорить о моем личном мнении по этому вопросу, то, думаю, что в широком смысле этого слова, мы еще не готовы его рассмотреть.
— А как вы оцениваете предложение Венецианской комиссии позволить иностранным гражданам принимать участие в предвыборной агитации?
— Я против того, чтобы граждане других стран принимали участие в наших выборах. Здесь у меня однозначная точка зрения. Такими действиями мы лишь откроем ящик Пандоры, который ничего, кроме общих вмешательств, нам не даст. Его непременно используют наши соседи, особенно слишком активные, для того чтобы непосредственно вмешиваться в наши внутренние дела.
Убежден, что у нас есть достаточное количество собственных принятых законов, норм и организаций, которые, регулируют этот процесс. Есть государственные органы, которые контролируют общую ситуацию и не вмешиваются или по крайней мере не должны непосредственно вмешиваться в этот процесс. Но позицию вынесения избирательного процесса за пределы национальных интересов я не поддерживаю.
— Венецианская комиссия предложила Конституционной ассамблее отправлять свои предложения относительно изменений к Основному закону по мере их наработки. Примет ли Ассамблея такое предложение?
— Мы уже приняли. Например, мы предварительно направляли в Венецианскую комиссию наш проект закона о судопроизводстве, о полномочиях судей. К нам также приезжал глава Венецианской комиссии, с которым мы уже договорились на уровне Ассамблеи, и нас в этом плане поддержал Президент Украины. У Виктора Януковича состоялся разговор с руководителями Венецианской комиссии. Хочу также добавить, что наши законопроекты мы заранее отправляем в Комиссию не для того, чтобы получить окончательные выводы, а для того, чтобы учесть предыдущие рекомендации европейских экспертов и уже после обсуждения на Ассамблее принять проработанный документ, который будет соответствовать европейским нормам. А это очень важно.
— Что сейчас стоит на повестке дня в Конституционной ассамблее?
— Сейчас мы в отпуске. Впрочем, если говорить об определенных итогах предыдущей работы, то в первом чтении мы уже рассмотрели концепцию изменений к Конституции, приняли соответствующие документы, которые отправили всем членам Конституционной ассамблеи. Мы договорились встретиться уже во второй половине октябре для того, чтобы после всех окончательных наработок в конце концов принять концепцию относительно изменений к Основному закону. То есть в настоящий момент основная работа членов Конституционной ассамблеи — это работа над проектом концепции изменений к Конституции. Это наш основной документ, которому я отдаю очень большое значение. Если же мы рассмотрим, как запланировали, все эти вопросы и примем конечный документ, то это станет прямым, непосредственным шагом к проработке законопроекта о внесении изменений к Конституции Украины. После этого мы подадим его на рассмотрение Президенту Украины, а он, в соответствии со своими конституционными полномочиями, подаст этот законопроект в Верховную Раду для его принятия.
Выпуск газеты №:
№145, (2013)Section
День Украины