Летнее настроение
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050808/4142-2-3.jpg)
В киевской галерее «Триптих» открылась выставка Валерия Шкарупы «Солнце в рыбах». Шкарупа — можно сказать, художник-резидент галереи, выставляется там постоянно. «Солнце в рыбах» — это, в какой-то мере, отражение не только его стиля, но и его жизненного опыта.
В свое время — в конце 60-х годов — Валерий, будучи призван в армию, служил матросом на Черноморском, тогда еще советском флоте, плавал в Средиземном море, а на последнем году службы у него была и вовсе фантастическая командировка — на берегу, в Египте, тогда крайне дружественном к СССР. И вот одно из главных впечатлений и того периода, и, по признанию художника, всей его жизни — это пустыня. Пустыня, солнце — это стихии, без которых Шкарупа, по его собственному признанию, просто «не может». С другой стороны — в релизе к выставке написано «неосознанной Рыбой помню себя давно — незабываемо детские впечатления бесконечно бегущей воды, яркого солнца, песчаных отмелей кристально чистой реки, струящихся водорослей, озер, заполненных жизнью».
Собственно, из этих «водно-сухопутных» пересечений и родилась выставка, преобладающие краски — охристая, светло-горчичная, желтая, алая, карминово- красная, оранжевая.
Собственно, центральная композиция выставки так и называется — «Солнце в рыбах», и среди прочих, несомненно, является наиболее эффектной. Череду небольших прямоугольных полотен, на каждом, сквозь лимонно-желтое марево, проступает красноватый рыбий силуэт, прерывает круглая картина — законченная абстракция, исполосованная разными оттенками того же желтого и охристого; так и выходит — рыбы словно проплывают сквозь солнце.
Другая заметная картина — «Золотая река» — абстрактный триптих более сдержанных тонов, рыб там почти не видно, зато есть они в пестром взвихренном «Потоке». Напротив «Реки» висит «Тотем» — темно-красная раскадровка некоего действа, а напротив «Потока» — четырехугольная зеленоватая «Луна». Пейзажи Шкарупы столь же странны, как и его рыбы, но странные существа должны жить в соответствующем пространстве...
И, немного особняком — «Верона». Темная, шероховатая, похожая, по уверению художника, на старый камень, из которого сделан знаменитый балкон Джульетты в Вероне; среди этого сумеречного холста разбросаны еле заметно прочерченные силуэты — профили влюбленных, обращенные друг к другу. Впрочем, парадокс того туристического аттракциона в Вероне в том, что Джульетта, равно как и ее прототип, в этом доме не жила, но балкон, камень, из которого он выстроен — вне сомнений, настоящий. Столь же настоящая и подворотня, ведущая в этот дворик — и покрытая сотнями, тысячами надписей, которые здесь оставляют влюбленные со всего мира. И вот «Верона» в «Триптихе» напоминает именно эти, исписанные знаками любви, стены.
А в целом — выставка примечательна, скорее, именно своим летним настроением, этим пересечением солнца, воды, песка и воспоминаний о влюбленной юности. Среди истомившегося в асфальте и смоге города — очень уместное впечатление. Сразу вспоминаешь, что на дворе — таки лето, и надо бы хоть на недельку плюнуть на все, в том числе на хождение по выставкам и писание статей, и сбежать подальше. К рыбам.
Выпуск газеты №:
№142, (2005)Section
День Украины