Мест для «царской» охоты станет меньше
Министерство природы превратит два элитных охотничьих хозяйства в заповедникиЭкологи жалуются, что сегодня в Киевской области существует десяток хозяйств для элитной охоты, и нет ни одного заповедника или национального парка. И вот хорошая новость: Министерство охраны природы и окружающей среды Украины приняло решение о преобразовании Днепровско-Тетеревского и Белозерского государственных лесоохотничьих хозяйств (первое подчинено Кабинету Министров, а второе — управлению делами Президента Украины) в национальный парк и биосферный заповедник. Это означает, что охота на их территории будет запрещена.
— В Украине нет четкого разграничения между элитными и обычными охотничьими хозяйствами, это уже домысел самих владельцев и посетителей, — отметил заместитель начальник Управления охотничьего хозяйства Минприроды Николай Мироненко. — В целом ведением охотничьего хозяйства сегодня занимается более 900 юридических лиц разной формы собственности. Ежегодно площадь охотничьих хозяйств увеличивается (сегодня она составляет 10% от общей площади охотничьих угодий Украины), несмотря на то, что охота становится все более дорогим делом как для охотников, так и для владельцев хозяйств. Чтобы иметь прибыль, сначала нужно вложить значительные средства: на закупку кормов для животных, выплату заработной платы работникам, создание егерской службы и т.п. Поэтому сейчас охотничьих хозяйств достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности охотников в охоте, посему создание заповедников или парков на их территориях — это только плюс для развития заповедного дела Украины.
Сейчас Министерство охраны природы и окружающей среды Украины готовит обращение к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко, чтобы она поручила Киевской областной госадминистрации провести все необходимые работы по реорганизации охотничьих хозяйств в заповедник и национальный парк.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир БОРЕЙКО, директор Киевского эколого культурного центра:
— Уже в который раз мы поднимаем вопрос о том, что в столичной области, которая должна давать пример другим регионам, нет ни одного национального парка и биосферного заповедника. Зато здесь создана разветвленная сеть элитных хозяйств для «царской» охоты. Если их количество будет расти, через несколько лет от наших лесов ничего не останется. Часть их перейдет в частную собственность, которая становится сегодня все более популярной, а часть просто исчезнет от бездумного использования. В элитных хозяйствах действует специфический режим охоты: в первую очередь здесь убивают крупных животных — волков, лис, диких кабанов. Другая особенность этих хозяйств — здесь разводят специально для охоты оленей, лосей, которые уничтожают большие площади травы.
Еще один недостаток элитных хозяйств заключается том, что в лесах обустраивают асфальтированные дороги, а это приводит к фрагментации уникальных экосистем. Сам факт охоты — это уже опасно для дикой природы и лесных обитателей, ведь процесс вылавливания животных проходит очень громко, сопровождается выстрелами, лаем охотничьих собак и другими шумами. Проблема еще и в том, что охотники убивают самых крупных и самых красивых животных, вот и выходит, что охота — это селекция «наоборот». Если в природе выживают сильнейшие, наиболее ловкие и наиболее адаптированные животные, то охота нарушает этот принцип естественного отбора, оставляя для размножения и продолжения рода неприметных и слабых.
Со временем может обостриться проблема, что у обычных рядовых граждан не останется мест для отдыха на природе: либо леса окажутся в частной собственности, либо их полностью превратят в охотничьи хозяйства. А вот в национальном парке или биосферном заповеднике сможет отдыхать каждый, ведь это собственность всего народа, а не отдельного бизнесмена. Заповедники нужны еще и для того, чтобы проводить здесь научные исследования, мониторинг существующих видов животных и растений, изучать, какие из них на грани исчезновения и т. п.
Выпуск газеты №:
№96, (2008)Section
День Украины