Между прошлым и будущим — музыка
Девять дней назад перестало биться сердце известного композитора Ивана Карабица![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020129/417-2-2_0.jpg)
За более чем три десятилетия композиторского труда Иван Федорович написал немало произведений. Для одних его имя связано с балетом «Богатырская симфония», другим нравился мюзикл «Ночь чудес», третьи восхищались симфоническими произведениями (концертами для оркестра, ораториями, фортепианной музыкой). Карабиц оставил огромное творческое наследие. Писал музыку для театра и кино. Почему-то при жизни композитора мы скупились говорить ему комплименты, хотя прекрасно понимали, что симфония «Пять песен про Украину», хоровой концерт «Сад божественных песен», концерт для оркестра «Голосіння» давно стали отечественной музыкальной классикой. Музыку Ивана Федоровича исполняли не только в Украине, но и в Австрии, Германии, Голландии, Италии, Польше, США, Франции... В 1994 году его «Торжественная кантата», написанная к 100-летию переселения украинцев в Америку, звучала со сцены «Карнеги-холла». Иван Федорович обладал большими организаторскими способностями. Основал ансамбль «Киевская камерата», стал инициатором записи десяти компакт-дисков современной украинской музыки. Возродил «Летние музыкальные вечера» возле Мариинского дворца, которыми Киев славился еще в начале XIX века. Иван Федорович был душой организации музыкального фестиваля «Киев Мюзик Фест» и его художественным директором. Об этой совместной работе с композитором вспоминает музыковед Ирина СИКОРСКАЯ:
— Иван Федорович был разным. Чутким, динамичным, по-настоящему деловым. Щедрым и искренним в дружбе. Любящим мужем и надежным человеком. Одно из последних произведений Карабица — «Vio-серенада» — гимн любви и красоте. Композитор вместе со своей супругой готовили исполнение на фестивале произведений его учителя — Бориса Лятошинского. А сколько фантастических планов ему удалось реализовать! Маэстро был очень требовательным к себе и к окружающим. Порой казалось, что даже не в меру суров. Но вместе с тем он имел талант дипломата в спорах. Умел быть принципиальным в ответственных вопросах. При этом он — легкий и остроумный собеседник. Мудрый и светлый человек.
— Смерть маэстро — огромная утрата для украинской культуры, — не скрывает своей горечи Иван ГАМКАЛО, дирижер Национальной оперы Украины. — Я хорошо знал Ивана Федоровича и считаю его одним из интереснейших композиторов нашей страны. Я обратил на него внимание, когда услышал его «Сад божественных песен», написанный на текст Г. Сковороды. Мне очень нравятся его симфонические и камерные произведения. Карабиц был чудесным мелодистом, автором многих песен, ставших популярными. Кроме композиторской и педагогической деятельности, я его считаю большим общественным деятелем, одним из основателей фестиваля международного уровня — «Киев Мюзик Фест», который презентует Украину в мире. Он опекал свое детище до последней минуты, даже будучи очень больным. С ним связано становление конкурса молодых пианистов им. Владимира Горовица. Благодаря маэстро, имя этого выдающегося музыканта, эмигрировавшего в Европу, а затем жившего в Америке, но родившегося в Киеве, вернулось на родину. Как председатель жюри он сумел открыть новых молодых пианистов. Карабиц был динамичным, талантливым, добрым, вежливым и коммуникабельным человеком, светлой личностью, профессионалом высочайшего класса. Он никогда не гнался за дешевой популярностью. У него была музыкальная семья: жена — известный музыковед, друг и помощница во всех его творческих начинаниях, сын стал дирижером, дочь учится в школе им. Лысенко — они продолжают семейную династию. Я очень переживал, зная, как серьезно Иван Федорович болен. К сожалению, медики не сразу смогли правильно поставить ему диагноз и начать лечение. Он консультировался не только у наших специалистов, но и за рубежом — в Австрии и Швейцарии. В прошлом году композитора выдвигали на соискание Шевченковской премии. Но из- за внутренних разногласий среди членов комитета он ее так и не получил. Мне кажется, что чувство зависти ему не было присуще, а вот Ивану Федоровичу многие коллеги завидовали.
Левко КОЛОДУБ, заведующий кафедрой композиции Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского:
— Уже со студенческих лет Иван Карабиц отличался целеустремленностью, жаждой знаний и талантом. Его «Сад божественных песен» — сочинение национальное по мелосу и по содержанию. Именно с написанием этого произведения молодой композитор вышел в лидеры. С его именем связывали надежды на развитие современной украинской музыки. И Карабиц их оправдал своим дальнейшим творчеством. Он был организатором «Киев Мюзик Феста» и сумел увлечь своей идеей не только музыкантов нашей страны, но и украинских американцев — Вирко Балея (композитора и дирижера) и мецената Марьяна Коца, что позволило расширить международную географию фестиваля. С каждым годом концерты и конкурсы, организованные Карабицем, повышали свой авторитет среди специалистов и пользовались огромным интересом у массовой публики. Например, на пятом «Фесте» он придумал проводить конкурс среди композиторов. Получить на нем награду считалось престижным, ведь в этом было признание коллег по творческому цеху. Осенью прошлого года маэстро провел в Чернигове концерт украинской музыки. По сути, его можно назвать выездным заседанием Союза композиторов Украины. Мы ехали автобусами, на обратном пути остановились передохнуть и устроили импровизированный пикник. Иван Федорович был очень внимателен к музыкантам, шутил, и когда я сейчас вспоминаю о нем, то перед глазами возникает именно та поездка и его просветленное лицо с чуть грустной улыбкой. Известие о смерти маэстро вызвало шок у всех, кто знал Ивана Карабица. Его похоронили на Байковом кладбище. Это участок, где нашли покой многие деятели украинской культуры, рядом могилы композиторов Виталия Губаренко и Николая Дремлюги. День прощания был не по-зимнему теплым, почти весенним, и от этого у меня сжалось сердце — рано Карабиц ушел из жизни, сколько мог еще сделать...
Но память о творце будет жить до тех пор, пока звучит его музыка. В своем предисловии к «Голосінню» композитор написал: «Між живими і тими, хто відійшов, постає Пам’ять, без якої немає майбутнього», — эти слова мы можем считать его завещанием нам и будущим поколениям.
Выпуск газеты №:
№17, (2002)Section
День Украины