Перейти к основному содержанию

Мост к свободе

10 июня, 00:00

Если же говорить о биографиях, то «групповой» портрет трех тысяч малолетних правонарушителей, отбывающих наказание в колониях, достаточно сложен: почти половина из них осуждены за кражи, каждый четвертый — за разбой и ограбление, а каждый 20-ый — за умышленное убийство. По времени наказаний треть осуждены на срок от 1 до 3 лет, а 17,4% в местах не столь отдаленных предписано пребывать более 5 лет. В данном случае, правда, жизненный путь юных художников, поэтов и скульпторов не разглашается. Известно лишь то, что половина работ создана подростками с наркотической и алкогольной зависимостью.

О гениальности и скрытых способностях здесь никто не говорит. Да и не стоит, считают психологи, принимающие участие в пилотном проекте по арттерапии в колониях для несовершеннолетних при поддержке голландской стороны. Как рассказывает кандидат психологических наук, сотрудник Института социальной и политической психологии Татьяна Белавина, состояние заключенных подростков за редким исключением характеризуется одинаково: замкнутость, отсутствие личной свободы, дискомфорт от постоянной публичности и отсутствие жизненных перспектив. Функция колоний — и карательная, но тем не менее, считает психолог, подросткам необходимо дать возможность совладать с трудностями и при этом остаться адекватными. Другими словами, построить им мост в реальность. Например, известно, что по мере того, как срок наказания приближается к концу, почти всех охватывает паника. Нередко, не подготовившись к встрече с социумом, бывший воспитанник колонии ищет себе поддержку в привычных для него кругах. А как результат — растет количество рецидивов среди несовершеннолетних преступников. Сейчас в местах лишения свободы психологи имеются, но вполне понятно, что воспринимаются они заключенными как еще один человек из администрации.

Творчество же, считают психологи, — один из самых лучших способов преодоления страха. И задача арттерапии — не в том, чтобы сделать из всех художников, поэтов и скульпторов, а в том, чтобы пробудить активность и сконцентрировать энергию на преодолении внешних и внутренних конфликтов. А кроме того, это и своеобразный способ обсуждения причин эмоционального дискомфорта. Скажем, уже сейчас видна положительная динамика. После темной и очевидно тупиковой работы у одного и того же автора в рисунках появляется вода — символ естества и дорога — символ выбора. По мнению Т. Белавиной, это говорит лишь о том, что в данном случае терапия на верном пути: прорыв отрицательных эмоций произошел, и подросток начинает все с чистого листа. Аналогичную оценку дают и литературе, написанной в неволе.

Однако позволить себе подобные творческие мастерские могут далеко не все колонии. Красками, глиной, карандашами и бумагой снабжают сейчас спонсоры, в традиционной же тюремной занятости — пошиве одежды, конструировании мебели и выпекании хлеба — психотерапевтический компонент, увы, отсутствует. В то же время сейчас тюрьмы вынуждены обеспечивать себя самостоятельно, и поэтому весь инвентарь, одежду и даже хлеб здесь делают сами заключенные. В прошлом году, по сравнению с 2001 годом, стоимость выпущенной в местах лишения свободы продукции увеличилась на 20% и составила 390 миллионов гривен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать