Перейти к основному содержанию

Музыка струн и ветра

Начался месяц Японии в Украине
06 октября, 20:56
ПРИЧУДЛИВЫЕ САЦУМА-БИВА И ШЕ, МОЖЕТ БЫТЬ, И НЕПРИВЫЧНЫ ДЛЯ УКРАИНСКОГО СЛУХА. НО КТО СКАЗАЛ, ЧТО МУЗЫКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДСКАЗУЕМА? / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Четыре музыканта Group BAKK Japan собрались вместе специально по случаю открытия «Месяца Японии в Украине». Новой японской музыкой — «гармонией струн и ветра» — организаторы назвали сочетание традиционных японских инструментов (струнного бива и духового се) и европейских контрабаса и гитары.

Сацума-бива имеет весьма интересную историю. Этот щипковый инструмент попал в Японию через Китай в эпоху Нара (VIII в.) Существует несколько его разновидностей. Тот, звучание которого демонстрировали украинским меломанам, появился благодаря слепому монаху из региона Сацума (собственно, оттуда и первая часть полного имени инструмента), поющему в эпоху «воюющих стран» (ХVI в.) военные песни для поднятия духа самураев. Своего рода странствующие кобзари. Только на японский лад. Бива со временем трансформировался в инструмент не только струнный, но и ударный — благодаря большому деревянному медиатору, которым исполнитель иногда лишь касается струн, а иногда — эмоционально ударяет по ним и по корпусу инструмента. В Group BAKK Japan на бива играет Сейсуи Араи. Он перенял традиции игры на этом «одновременно сильном и утонченном инструменте» (так утверждают сами японцы) от деда, известного исполнителя. Сейсуи Араи исполняет в основном аутентичные композиции наподобие тех, о которых говорилось выше. На киевском концерте, кроме игры в пределах Group BAKK Japan, он самостоятельно исполнил музыкальное сказание, в основе которого — древняя японская легенда, описывающая борьбу двух соперников.

Второй традиционный инструмент се японцы очень характерно для своего мировосприятия сравнивают со «льющимся с неба светом». В небольшой брошюрке, изданной организаторами, читаем, что на этом инструменте исполняют придворную музыку гагаку. Се состоит из 17-ти тонких бамбуковых трубок, закрепленных по кругу на общей основе. В нижней части каждой из трубочек находится металлический язычок. Когда музыкант вдыхает или выдыхает воздух в мундштук, язычки вибрируют, порождая звук.

На се играет фантастическая Асуми Бунно. Фантастическая не только благодаря звукам, которые она добывает из се (а они действительно подобны «льющемуся с неба свету»), но и благодаря особенно чувственной манере исполнения. Это именно тот случай, когда музыкант и инструмент едины. Они складываются в идеальный целостный объект — картинку не только звуковую, но и визуальную. Недаром ведь Асуми Бунно происходит из семьи, в которой искусство игры на се передается из поколения в поколение на протяжении десятков лет.

Современности и европейскости Group BAKK Japan придает Джюн Кавасаки и его игра на контрабасе. Ему удалось превратить генетически европейский инструмент в часть японской музыкальной традиции, органически и одновременно причудливо вплести его звучание в образ Японии.

Акустическая гитара Кадзуки Кунихиро звучит уже более обычно, хотя также нетрадиционно. Особенно когда к ней добавляется вокал музыканта. Гитарист Кадзуки Кунихиро играет и на барабане. Также он является, так сказать, ключевым элементом в группе, поскольку именно ему принадлежит авторство композиций Group BAKK Japan.

Чтобы должным образом оценить новую японскую музыку, очевидно, нужно иметь минимальное представление о традиционной. Этим похвастаться не можем. Но пробелы в музыкальной эрудиции не мешают воспринимать и жадно глотать музыку Group BAKK Japan. Она поражает, прежде всего, благодаря тому, что не совсем (или даже совсем) не вписывается в европейское понимание музыки как таковой. Звучание Востока совсем иное. Поэтому оно частично разрушает шаблонные представления среднестатистического потребителя эстрадного «гастронома» о мелодике, ритмике, композиции...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать