На суше, на море и в воздухе...
Транспорт ожидают серьезные перемены![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040226/434-2-1_0.jpg)
В сфере транспорта ожидаются большие события. Причем в самое ближайшее время. Наиболее радикальными они будут по отношению к морским портам, автомобильным дорогам, пассажирским автоперевозкам и ко всей гражданской авиации страны в целом. Время перемен уже ощутил на себе начальник Николаевского морского порта, на место которого назначен новый человек, и, скорее всего, освободится место руководителя Укравиатранса. Все это в довольно жесткой форме высказал на коллегии Министерства транспорта Украины министр Георгий Кирпа.
НЕБО
Министр напомнил, что у него до сих пор нет заместителя по авиации. Раньше авиационными делами в министерстве занимался госсекретарь Александр Демиденко. В результате отсутствия грамотных управленцев дела в авиации и пассажирских перевозках этим видом транспорта идут скверно. И виной всему, по словам Г. Кирпы, начальник авиационного департамента Минтранса Владимир Максимов. На этот раз действиями Максимова займется Кабмин, которому Президент поручил проверить исполнительную дисциплину при выполнении его поручений.
А в целом в авиации есть и обнадеживающие тенденции. Аэропорты понемногу приводятся в порядок. В этом году предусмотрено даже бюджетное финансирование строительства трех самолетов. В Минтрансе убеждены, что постепенно должно состояться вытеснение Ан-24 новыми Ан-140, а на международных маршрутах должно прибавиться Ан-74.
МОРЕ
Морские порты Украины, по мнению министра транспорта — одна большая проблема. Причин много, но основная, по словам Георгия Кирпы, в том, что портам дали слишком много свободы с самого начала. То есть, по сути это неплохо, но излишняя демократизация позиции государства в этом вопросе привела к тому, что все основные порты страны уже более чем наполовину находятся в частной собственности. Причем приватизация почти на всех из них проходила не совсем законно.
Так, Одесскому порту инкриминируется то, что основные мощности за символическую плату были переданы коммерческим структурам, и те, вовсе не заботясь о техническом состоянии оборудования, просто зарабатывали деньги. Сегодня по стране насчитывается более 500 плавкранов, средний возраст которых давно перешагнул за четверть века, и их пора не ремонтировать, а менять.
С Ильичевским портом проще: там в тесном сотрудничестве с местными властями была организована передача земельных участков мэрии и их последующая приватизация.
Примерно так же поступили и в Николаеве — сначала раскроили на кусочки территорию лимана, приватизировали ее, а потом построили эдакие мини- порты. К работе этих предприятий уже высказывали претензии многие структуры, в том числе и таможенная служба.
В 2003 году порты не смогли показать того же роста объемов, как и в 2002. Георгий Кирпа уверен, что государству нужно начинать с чистого листа и строить новые порты с современной инфраструктурой, изначально подготовленные к работе в условиях рыночных отношений. Здесь главным примером служит строительство порта Донузлав.
ДОРОГИ
Пожалуй, больше всех реформ ждут автотранспортная сфера и рынок пассажирских автоперевозок. По словам Георгия Кирпы, в 2003 году из всего транспорта только автоперевозки были убыточны. И это при том, что официально заявленные объемы перевозок в прошлом году превысили 4 млрд. человек. В правительстве считают, что сфера автоперевозок неуправляема, отсюда и все проблемы. Сюда же относятся вопросы безопасности дорог. Анализ, проведенный Минтрансом, показал, что особо опасных мест на дорогах Украины набирается больше чем на 1 млрд. грн. В принципе до десяти мест, которые водителям стоит объезжать, наберется в каждой области, но особо отличились здесь Закарпатье, Крым и Черновицкая область. Вопрос дорог и пассажирских перевозок сегодня стоит настолько остро, что скорее всего следует ожидать изменения правил игры. Просматривается здесь и тенденция к изменениям в количественном и качественном составе основных участников рынка. В частности, со слов министра можно предположить, что крупные компании ожидают серьезные проверки. А если в их уставных фондах есть государственное участие либо приватизированное имущество, то руководителям таких компаний стоит активизировать свои юридические службы. По мнению министра транспорта Украины Георгия Кирпы, нельзя совмещать такие понятия, как «частный» транспорт и «общественные» перевозки. А если и можно, то только по четко оговоренным правилам.
И СЕЛЬСКИЙ АВТОБУС
Будущее этой программы — в новой технике. Министр транспорта считает, что программа смогла только «поднять пыль». Ее, во-первых, слишком заадминистрировали, а во-вторых, банально не хватило техники. И теперь, как и в случаях с пассажирскими вагонами, портами, самолетами и дорогами, выход — в строительстве новых автобусов. В ближайшее время министерство намерено организовать большую выставку, на которую будут приглашены максимум возможных производителей автобусов.
Выпуск газеты №:
№34, (2004)Section
День Украины