Назад в будущее

Воскресный концерт в Колонном зале им. Лысенко вызвал огромный интерес у публики. На прославленной сцене после многолетнего перерыва состоялось совместное выступление Национальной заслуженной капеллы бандуристов Украины и солистки киевской оперы Марии Стефьюк.
— Это долгожданный концерт для меня, — сказала Мария Юрьевна, — ведь с капеллой я выступала в начале карьеры. Именно тогда меня начали сравнивать с Дианой Петриненко и Белой Руденко, называя продолжателем традиций украинской народной песни, которая для меня не менее любима, чем оперные арии. В этот вечер я включила произведения, которые давным-давно прописались в мой репертуар: «Ти до мене не ходи» и «Ой, ти місяцю». А также новинки, сделанные совместно с художественным руководителем капеллы бандуристов Николаем Гвоздем, «І не снилося з ночі дівчині» музыка и стихи Лепкого, народные песни «Горіла сосна» и «Мала мати одну дочку».
Сегодня прима столичной оперы мало занята в текущем репертуаре родного театра, а потенциал у певицы большой. Второй год она преподает в консерватории. Ныне в ее классе четыре ученицы. По словам Стефьюк, она сама удивилась на сколько увлеклась преподавательской работой. Вот только жаль, что поклонники ее таланта нынче редко могут услышать примадонну. Инициатива выступить вместе с бандуристами принадлежит именно ей. За кулисами Мария Юрьевна заметно волновалась, а на сцене творила чудеса. Голос звучал словно серебряный колокольчик и каждое произведение становилось миниспектаклем.
Капелла бандуристов показала разнообразную программу — от народной и современной песни до зарубежной классики. Они открыли вечер знаменитыми шевченковскими «Реве та стогне Дніпр широкий» в обработке Минькивского, мало исполняемой «Встає хмара з-за лиману» и «Ой, на горі ромен цвіте». Эти произведения посвятили великому Кобзарю. В программе прозвучали два хора из оперы «Гайдамаки» и песня «Сину, качки летять» Александра Билаша. Целый блок классики (они начали исполнять ее 12 лет назад) показал как виртуозно владеют инструментом бандуристы. В этот раз вниманию публики были представлены произведения Бортнянского, Веделя, Фибиха, Россини и Баха. Между прочим, капелла бандуристов несколько лет тому назад на радио записала всю божественную литургию Иоанна Златоуста. «Классике мы уд еляем много внимания, — подчеркнул Николай Гвоздь. — С воспитательной точки зрения, она очень важна для артистов хорового коллектива. Мы растем вместе с публикой на таких произведениях». У Николая Петровича появился молодой помощник — Андрей Козачок. Он работает в капелле всего третий месяц, но уже сумел вписаться в коллектив, в котором из 66 артистов — треть молодежь от 16 до 24 лет. Именно они должны сохранять традиции украинской песни. Для этого с 1964 года создана студия, выпускники которой пополняют состав капеллы. Правда, из 25 человек, заканчивающих студию каждые два года, в коллектив принимают не более двух — трех. Так что отсев очень скрупулезен.
К сожалению, капелла, имея огромный потенциал и репертуар, не может похвастаться, что часто гастролирует. Ведь это связано с большими финансовыми затратами, а меценатов, готовых поддержать бандуристов, очень мало. Между тем коллективов, уровня Национальной заслуженной капеллы бандуристов Украины, можно пересчитать на пальцах одной руки. И поэтому, без поддержки и дотаций Министерства культуры, они просто не выживут. Хотя коллектив старается как-то исправить положение. Они планируют провести серию концертов по Западной Украине совместно с Марией Стефьюк — уроженкой Ивано-Франковщины. «Я мечтаю, что бы на моем месте был человек, который был бы предан кобзарскому делу, фанатически любил украинскую песню и продолжил традиции капеллы, которые существуют уже более 80 лет, — признался маэстро. — Репертуар капеллы огромен. Кроме исторических казацкий, чумацких и бурлацких песен — народные думы, веселые юмористические песни, украинская и западная классика. Мы единственные исполнили кантату Стеценка «У неділеньку святу». Это большое монументальное произведение, продолжительностью 18 минут. В нашем репертуаре его же «Молітесь, братія» из поэмы «Гайдамаки», более 500 украинских народных песен. Сложность пополнения репертуара в том, что современные композиторы для капеллы практически не пишут. Ведь зачастую, музыканты предлагают, например, фортепианную версию своего произведения, которые не всегда пригодны для исполнения на бандуре. Аранжировки приходится делать самому. Специфика звучания бандуры не позволяет исполнять модерновую музыку, которая построена на диссонансах и при исполнении получается какофония».
Представленная на суд зрителей программа была тепло принята слушателями. Бандуристы и Мария Стефьюк опровергли поговорку, что дважды в одну реку не входят. Они полны многими совместными планами.
Выпуск газеты №:
№43, (2001)Section
День Украины