Не хочешь терять лицензию — разговаривай на украинском,
напоминает Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещанияВ четверг в Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания состоялась встреча представителей общенациональных телекомпаний с членами Нацсовета и структурных подразделений. Лейтмотивом брифинга стало обсуждение завершения первого этапа Меморандума о сотрудничестве, который продолжался до 1 октября. Напомним, что одной из целей этого документа, является увеличение в эфире телекомпаний украиноязычного продукта. Именно в начале октября для общенационального вещания доля эфирного времени украиноязычного продукта должна составлять не меньше 50 процентов общего объема суточного вещания, а в декабре — не меньше 65 процентов. По выводам мониторинга, который делал Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, вследствие того, что компании начали выпускать больше собственных украиноязычных передач, доля оригинального государственного языка в эфире ведущих телеканалов в течение недели составляет в среднем около 75 процентов.
Мониторинг засвидетельствовал, что передачи иностранного производства в основном озвучены украинским языком, но лишь около 30—40% фильмов иностранного производства переводятся на государственный язык. Мониторинг также засвидетельствовал, что самые низкие показатели общего использования украинского языка с учетом субтитров (то есть меньше 75%) зафиксированы в эфире телекомпаний ICTV, «Новый канал», а также «Интер». Вместе с тем, учитывая то, что в соответствии с меморандумом с 1 октября текущего года для общенационального вещания доля эфирного времени, когда вещание ведется на украинском языке, должна составлять не менее 50% общего объема суточного вещания без учета титрования, то в эфире телекомпаний, которые активно используют субтитрование передач и фильмов, показатели доли украинского языка уменьшатся почти вдвое. Как говорится в пресс-релизе, к таким каналам можно отнести «1+1», СТБ, а также ТРК «Украина». Лидерами по активному использованию в эфире государственного языка на протяжении этого года являются компании «Эра»; ТРК «НБМ» и ТРК «Экспресс-информ» («5 канал»); «Тонис», а также НТКУ.
Но проблема состоит в том, что таким образом на медийном рынке создались неконкурентные условия. Производители украинского продукта и кабельные операторы оказались в неравных условиях. «Нацсовет пока что ведет себя деликатно в отношении иностранных каналов, которые вещают в Украине. Но последние не соблюдают закон Украины. Вследствие этого украинские телеканалы проигрывают и теряют не только деньги, но и зрителя. Мы все должны быть равными перед украинским законодательством», — отмечает Александр Богуцкий, генеральный директор телеканала ICTV.
На сегодняшний день телеканалы имеют дело со специальной версией иностранных программ, адаптированной для Украины. Т.е. происходит свободное транслирование каналов через спутник и кабельную сеть. «Вместо инвестиций в украинских журналистов, производителей покупается стопроцентно иностранный продукт, который избегает лицензирования. Таким образом, все средства, которые поступают, скажем, от рекламы украинского продукта, попадают за границу, — говорит господин Богуцкий. — У нас нет никакой агрессии к братским народам, как на востоке так и на западе. Есть принципиальное непонимание или же бездеятельность Национального совета. Досадно, когда у них под носом грубо нарушают законодательство Украины. Мы постоянно просим Нацсовет отстаивать наши интересы. Это орган, который должен содействовать развитию именно украинского теле-, радиовещания».
Ярким примером невыполнения закона Украины «О телевидении и радиовещании» может служить трансляция рекламы в медиапространстве. Согласно подсчетам индустриального телекомитета, на украинской рекламе алкоголя иностранные медийщики имеют 40 млн. долларов.
Также отметим, что час адаптации программного продукта стоит в среднем на медиа- рынке 150—180 долларов. А дубляж телекомпаниям обходится в 3—4 раза дороже.
Но все же руководство Национального совета пообещало принять соответствующие меры. По словам Виталия Шевченко, тем, кто не хочет потерять лицензию, в следующем году все же придется перейти на украинский язык. А разговоры о том, что таким образом телеканал может потерять зрителя, являются безосновательными. Ведь рейтинги показывают, что главное не язык, а качество.
Выпуск газеты №:
№186, (2006)Section
День Украины