Не стало Игоря Славинского

Смерти нет, мой друг,
нет смерти...
Просто — жизнь ушла.
Дни сквозь решето просейте,
Скроются дела.
А останется улыбка,
Голос, ясный взгляд.
Все на свете зябко, зыбко...
Нет пути назад.
Нет — для тела. Для души же —
Есть печаль и стих,
Микроскопом память ближе
Делает родных.
Оживают и кружатся
Все, кто дорог был.
Все девчонки и все братцы —
Все, кто жизнь испил.
07.08.2018г
Мы знакомы с 1989, с первого моего дня работы в Театре на Подоле.
Более близкого человека, актера и режиссера я не знаю.
Все его идеи, роли, постановки принимались безоговорочно и с радостью.
Он вел оба моих вечера-презентации поэтических книжек(слава Богу, все это осталось на видео!), мы встречались бессчетное количество раз.
Так что я с полным основанием могу написать: потеря Игоря для меня — трагедия и горе, для театральной Украины — невосполнимая утрата.
Его последние режиссерские работы в Театре на Подоле(я их называл Еврейская трилогия) — «Левушка», «Письмо Богу» и «Ревизия-Шмавизия» — по рассказам Анатолия Крыма — это гимн человеколюбию, тонкие, душевные спектакли, где катарсис тебя накрывает с головой, и ты благодарен этому чуду — Театру.
Каждый свой приезд в Киев мы с женой отмечаем посещением этих спектаклей.
Последний раз были 20 июня — и даже встречались с Игорем...
Так вот, зная все сюжетные повороты, всегда посматриваю на зрителей в предвкушении их реакции.
Девушка в первом ряду после финала не аплодировала — у нее по лицу безостановочно текли слезы, и она недоуменно оглядывалась на других людей — как, мол, можно аплодировать ТАКОМУ — ведь это святотатство, здесь нужно только плакать!
25 мая, накануне моей презентации книги стихов, где он был режиссером и ведущим, мы стояли на балконе театра «Сузирья», говорили о творчестве, о спектаклях.
Я рассказал ему об одной идее финала пьесы.
Идет какой-то замысловатый спектакль с множеством героев, переплетением сюжетных линий, зрителю нужно прилагать усилия, чтобы не запутаться.
Неожиданно все герои замирают на сцене.
Проходит минута, две — никто не шелохнется.
Появляется какой-то новый персонаж и выходит на авансцену:
— Мы вынуждены здесь попрощаться с вами, дорогие зрители. На этом эпизоде сочинения пьесы автор умер.
Больше ничего не будет, до свидания.
Занавес.
...Так смерть вторгается в наши пьесы, дамы и господа.
Игорь восхитился:
— Ай, хорошо! Подаришь идею? Где-то применю.
— Тебе — да.
Поставь такую пьесу, Игорь!
Поставь.
Там теперь у тебя столько гениальных актеров.
Бог — свидетель...
И лучший зритель.
СПРАВКА «Дня»
Игорь Славинский родился 7 февраля 1953 года. В 1975 году закончил актерский факультет Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. Карпенко-Карого, начал работу в театре русской драмы имени Леси Украинки. В 1983 году стал актером Молодого театра, с 1987 — актер Театра на Подоле, получил диплом режиссера. С 2008 года занимал должность режиссера-постановщика Театра на Подоле.
Славинский также ставил спектакли на сценах других театров, играл в театрах и преподавал актерское мастерство в КНУТКиТ на курсе Николая Рушковского. На его счету также около 50 ролей в сериалах и фильмах. Игорь Славинский четырежды становился лауреатом премии «Киевская пектораль», в 2010 году получил премию имени Амвросия Бучмы за лучшую режиссуру спектаклей «Мертвые души» и «Люксембургский сад» в Театре на Подоле. В 2018 году получил звание народного артиста Украины.
Выпуск газеты №:
№140, (2018)Section
День Украины